Идентичность, воспитание и социализация

Идентичность, воспитание и социализация

news

Введение к методическим описаниям практик, проектов и технологий формирования Российской идентичности у подростков и молодёжи.

Идентичность, воспитание и социализация

Термин «идентичность» в настоящее время становится всё более распространённым. Его применение в областях, которые традиционно считались «воспитанием», «социализацией», «нравственным развитием» очень быстро расширяется. В то же время, сохраняется некоторая «размытость» значения этого термина, требующая его уточнения. Чем же отличается формирование идентичности от процессов воспитания и социализации подростков и молодёжи?

С нашей точки зрения, в контексте существующих сегодня практик образовательного и социального типа, направленных на формирование поведения, личности и сознания подростков и молодёжи следует различать разные типы работы. Социализацией мы считаем научение соблюдению социальных норм и соответствию социальным ожиданиям. Социализация затрагивает, в первую очередь, формирование поведения. В то же время, социализация — это освоение умения эффективно достигать своих целей в рамках социальных правил и в тех социальных условия, в которых живёт и действует конкретный человек. Она связана с освоением социальных образцов. Основной задачей социализации является умение подростка жить в условиях определённой социальной группы, сообщества, эффективно достигая своих целей.

Воспитание — это освоение человеком культурных образцов жизни и деятельности. Основные задачи воспитания связаны с культурной переработкой человеком своих побуждений, мотивов, целей, способов действия и их ориентация на культурные образцы. Это превращение человека в существо, живущее в культуре.

Идентичность. Практики формирования идентичности, так же как и практики воспитания, связаны со становлением культурного сознания человека. Идентичность как бы надстраивается над воспитанием. Её специфика заключается в том, что это формирование ценностного сознания. Поскольку ценности имеют культурную природу, то формирование ценностного сознания — это попадание человека в определённую культуру, из которой ему транслируется ценностная система. По тому, какой ценностной иерархии придерживается человек, можно сказать к какой культуре он принадлежит.

Не менее важным моментом идентичности является то, что она связана не просто с усвоением культурных образцов, но и с формированием самосознания, самооопределения, т.е. со становлением рефлексивных процессов, позволяющих человеку отвечать для самого себя на вопрос о том, кто он есть. Это понимание человеком самого себя исходит из осознания того на каких ценностях строится его жизнь, а какие ему противостоят. Такое самосознание определяет, что для человека родное, а что — чужое, где его духовная Родина. Таким образом, формирование идентичности — это формирование ценностного самосознания человека, лежащего в основе понимания им самим, кто он такой, что для него является родным сообществом, а что иным и чуждым.

Ценностной строй идентичности является не просто закрытой структурой, определяющей мировоззрение человека. Выходя в поле мировоззрения и определяя культурные границы постановки жизненных целей, идентичность открыта на основные проблемные вопросы, стоящие перед поколением. Идентичность проявляется в том, какие ответы на проблемные вопросы ищет и находит человек. Эти вопросы задают те зоны, которых являются сегодня критическими для российской идентичности. С точки зрения, Ю.В.Громыко мировоззренческие вопросы, объективно стоящие перед сегодняшним поколением российской молодёжи, в которых проявляется её идентичность, состоят, примерно, в следующем:

  • Нужен ли я своей стране? Как пробиться к участию в настоящем деле? Глобальные проекты: открытое поле действие профессионалов или закрытые сословные   клубы участия?
  • Можно ли в современной России создать многодетную семью, её прокормить и построить свой дом. Будет ли у меня семья и дом?
  • Достижение профессионального признания. Нужно ли в России технологическое индустриальное творчество?
  • Существует ли миссия и предназначение России в мире? Что есть Россия в мире для разных народов и регионов самой России, для братских стран, для соседних стран, для государств БРИКС, для всего мира? Кто мы в мире?
  • Существует ли единая непрерывная Российская история? В чём наша историческая память?
  • Существует ли связность и единство разнообразных российских территорий или Россия – конгломерат разрозненных территорий? Единство Российского территориального пространства.
  • Россия — это братская семья разных этносов и разных народов или зона    постоянных этнических конфликтов?
  • Межконфессиональные отношения в России. Взаимно уважительное сообщество традиционных конфессий или конкуренция разных конфессиональных групп за лидерство?
  • Социальное неравенство и расслоение в России. Вертикальная мобильность в российском обществе. Страна социального мира и взаимопомощи или страна социальной вражды и социального расслоения.
  • На какие ценности опираются наши люди? Существует ли единая ценностная матрица и иерархия ценностей в России? Должна ли она существовать?
  • Духовные авторитеты. На кого ориентироваться в России? Существуют ли общепринятые духовно-культурные авторитеты в России? Кто они?
  • Возможно ли самоинициативное действие в России по организации жизни на территории? Возможны ли самоорганизация и самоуправление в России?

Таким образом, практика формирования идентичности должна отвечать следующим требованиям:

  • быть направленной на формирование ценностного сознания человека;
  • быть направленной на формирование самосознания человека и выступать его основой;
  • соответствовать исторически сложившемуся культурному укладу;
  • формировать механизм интеграции человека в культурно- историческую общность на основе его самосознания;
  • выступать в проектной функции, определяя культурно-ценностную основу и границу формирования жизненной стратегии, жизненных целей;
  • закладывать основу устойчивого мировоззрения и личностной интегрированности;
  • в отличие от форм идеологизации и политической индоктринации формирование идентичности должно опираться на механизмы самоопределения и порождение личностного ответа на проблемные вопросы и ситуации.

Деятельностная и содержательная основа эффективных практик формирования идентичности может быть различной. Мы выбрали для описания наиболее актуальные и проработанные виды таких практик.

№ п/п Решаемая проблема Механизм формирования идентичности Название практики Авторы
1 Социализация молодёжи группы риска и преодоление межнациональных конфликтов в молодёжной среде. Трансляция ценности патриотизма как объединяющую молодёжь разных национальностей, имеющую одну единую Родину. Создание среды доверительного общения между подростками и молодёжью разных национальностей, проживающей на одной территории, за счёт организации условий совместной работы. Интернациональное патриотическое воспитание «Союз народов» Афанасьев Ю.В.
2 Формирование российской идентичности в процессе воспитания русскоязычных подростков, проживающих за пределами России (Латвия). Сохранение человеческого капитала на территории. Формирование не конфронтационной идентичности «Россия-Отечество, Латвия-Родина» и способности к эффективному самоуправлению и самоорганизации на территории проживания в процессе реализации подростковых проектов по улучшению жизни на территории Идентичность самоуправления

 

Ю.С.Зайцев, В.М.Ощенков, Е.Н.Харламов

 

3 Идентификация подростков внутри российской истории. Формирование отношения к отечественной истории и людям, живущим в России как к своему. Экспедиционная работа в местах трагических событий истории или в местах, где люди остро нуждаются в помощи. Формирование идентичности сострадания. Экспедиции Московской международной киношколы.

 

Керзина О.А., Степанова А.И., Липман О.Г., Михайлин Ю.А.,

Головняк В.В.

 

4 Трансляция образцов действия и мировоззрения российских людей в критических ситуациях. Вызывание личного отношения к разнопозиционным образцам действия принятия сложных решений Трансляция разнопозиционных образцов действия в рамках событий, имеющих серьёзное значение для современного российского человека, средствами кино. Формирование личного отношения к образцам за счёт организации дискуссий разного уровня. Фестиваль мировоззренческого кино Голубцова Л.В., Ермакова Е.Ю.
5 Формирование самоопределения (выработка личной позиции) у старшеклассников по отношению к проблемным вопросам отечественной истории и нравственным вопросам, поставленным в произведениях русской и советской литературы Многопозиционное рассмотрение проблемных вопросов, создание педагогических условий для процесса самоопределения, развитие способностей понимания, техник моделирования и схематизаци Метапредмет «Проблема» (на материале гуманитарных дисциплин) О.И.Глазунова, Ю.В.Громыко, И.О.Гавритухин, И.Г.Назарова, А.А.Андрюшков, Ю.Н.Сергеев

 

Таблица. Лучшие практики формирования российской идентичности у подростков и молодёжи

Таблица, приведённая выше, показывает, что область базовых компетентностей, обеспечивающих управление и реализацию данных практик, как правило, является интегративной. Но всегда можно выделить основную направленность таких практик. Так, практика «Метапредмет «Проблема» (на материале гуманитарных дисциплин)» носит выраженный образовательный характер. Практика «Экспедиции Московской международной киношколы» опирается на образовательные технологии, технологии социальной работы и технологии волонтёрской работы. Практика «Фестиваль мировоззренческого кино» опирается на технологии киноискусства, коммуникативные технологии СМИ и образовательные технологии. Практика «Идентичность самоуправления» носит, прежде всего, общественно-политический характер, а также опирается на технологии социальной работы. Практика «Интернациональное патриотическое воспитание «Союз народов» носит воспитательный характер, опирается на технологии социализации, военно-спортивной подготовки и волонтёрской работы.

При отборе практик для анализа мы стремились представить разнообразный набор, с точки зрения тех сфер деятельности и технологий, на основе которых ведётся работа по формированию идентичности подростков и молодёжи. Отбор этих практик опирался также на следующие критерии:

— социальная острота проблемы, решаемой средствами воспитания и формирования идентичности;

— распространённость решаемой проблемы на территории РФ;

— технологическая проработанность образца практики воспитания и формирования идентичности и его готовность к трансляции в другие регионы.

Ориентировочная схема методического анализа практик формирования идентичности включала следующие позиции:

  1. Решаемая проблема. Область инновации
  2. Категория детей и подростков, с которыми ведётся работа
  3. Цели и задачи практики.
  4. Позиционная схема работы.
  5. Требования к компетентностям педагогов и специалистов.
  6. Организационная схема работы:
  • Ключевые элементы
  • Основные процедуры
  1. Критерии оценки результативности работы
  2. Зона развития практики
  3. Источники

В заключение, приведём несколько рефлексивных замечаний по особенностям деятельности, направленной на формирование идентичности, выявившихся на всём массиве проанализированного материала:

  • ни для одной из описываемых нами практик, не смотря на их очевидную актуальность, остроту общественных проблем, на решение которых они направлены, путь становления, да и сегодняшняя реализация не были простыми. Ни одна из них не опирается на соразмерную их значению государственную поддержку, каждая из них существует лишь благодаря инициативной работе создателей, некоторые из практик закрывались или частично закрывались и возобновлялись заново. Одна из представленных нами практик никогда не была описана. Всё это указывает на недостаточность серьёзной государственной поддержки работы по социализации, воспитанию и формированию российской идентичности сознания подростков и молодёжи на уровне лучших практик;
    • практики идентичности, практически, не используют объективированных, количественных показателей эффективности формирования идентичности. Как правило, они опираются на качественную экспертную оценку эффективности работы. Это указывает на необходимость разработки общих критериев эффективности практик формирования идентичности сознания подростков и молодёжи, как важнейшее направление НИР и НИОКР в данной области.

Оставить отзыв