Метапредмет «Проблема» (на материале гуманитарных дисциплин)

Метапредмет «Проблема» (на материале гуманитарных дисциплин)

На нашем сайте добавлена новая практика «Экспедиции Московской международной киношколы».

Вы можете ознакомиться с практикой, после чего — поддержать её, введя свои имя, фамилию и адрес электронной почты, а также нажать на кнопку «Поддержать Практику»:

Метапредмет «Проблема»

Авторы практики:

О.И.Глазунова, Ю.В.Громыко, И.О.Гавритухин, И.Г.Назарова, А.А.Андрюшков, Ю.Н.Сергеев

Решаемая проблема:

Играет ли сегодня школьное обучение гуманитарным дисциплинам какую-либо роль в формировании общественной, культурной и духовной позиции подростка-старшеклассника? Направлено ли обучение отечественной истории и русской литературе на формирование российской идентичности наших подростков? Если отвечать на этот вопрос относительно массового образования, то конечно, нет. Это образование готовит к ЕГЭ.

Если говорить о том, имеются ли в российском образовании такие технологии, которые позволяют это делать в инновационном режиме, то да. Поэтому инновационные образовательные технологии, направленные на формирование духовной, культурной и общественной позиции учащегося, представляют высокую ценность.

Ведь именно в формировании общественной позиции, в конечном итоге, заключается смысл преподавания отечественной истории и литературы. Поскольку недостаток предметных знаний и информации может быть в дальнейшем восполнен по мере необходимости, а отсутствие гражданской и культурной позиции вследствие низкого качества образования по гуманитарным дисциплинам в средней школе, практически, невосполнимо.

Практика метапредмета «Проблема» направлена на создание содержания образования и воспроизводимых педагогических условий для вызывания у подростка процесса самоопределения при обучении отечественной истории и русской литературе.

Категория детей и подростков, с которыми ведётся работа

Старшеклассники (9-11 класс) ГОУ СОШ со сформированной мотивацией обучения и развитием способности мышления не ниже среднего возрастного уровня.

Цели и задачи практики

Основной целью практики является формирование у старшеклассника осознанного отношения к проблемным вопросам Российской истории, выработка по отношению к ним личностной позиции на основе широкого историко-культурного понимания происходивших событий. В то же время, метапредмет «Проблема» является, по сути, инновационной образовательной технологией. Поэтому он решает, с одной стороны, набор дидактико-методических задач (адресованных педагогу), с другой стороны, набор антропологических задач (связанных с детьми и подростками) и, с третьей стороны, решаются социальные задачи, связанные с формированием детско-взрослого образовательного сообщества.

Первый набор задач связан с разработкой содержания образования, обеспечивающего выведение ребёнка в процесс самоопределения в контексте изучения проблемных вопросов отечественной истории или открытых мировоззренческих вопросов, поставленных в произведениях русской классической литературы. Это задачи разработки сценариев занятий и логики содержания учебных курсов на основе технологических принципов метапредмета «Проблема».

Важнейший набор задач связан с появлением у подростка средств, обеспечивающих его самоопределение в духовно-историческом поле русской культуры. Помимо самоопределения в том вопросе, который является предметом изучения в конкретном случае, в результате цикла занятий у подростка вырабатывается определённый мыслительно-ценностной подход к таким вопросам, связанный с появлением способности самоопределения.

Структура метапредмета «Проблема» предполагает понимание исторического события или проблемного вопроса с разных позиций, моделирование противоречий между этими позициями и работу с текстовыми источниками, по которым можно восстановить позиционное видение вопроса. Поэтому помимо формирования ценностной позиции занятия «Проблемой» ведут к развитию способностей понимания и мышления. Развитие связанных в единый комплекс способностей понимания, мышления и ценностной позиции является специфической задачей метапредмета «Проблема».

Как и всякая инновационная технология в социальной сфере, метапредмет «Проблема» предполагает создание сообщества педагогов и учащихся, которые хотят таким путём добиваться понимания и позиционного отношения к сегодняшним общественно-политическим процессам и событиям истории. Одним из условий создания такого сообщества является решение задач по подготовке педагогических кадров, владеющих метапредметными образовательными технологиями.

Позиционная схема работы

Набор профессиональных позиций, обеспечивающих реализацию практики метапредмета «Проблема» может быть разделён на две группы относительно двух решаемых задач:

  • разработки принципов метапредметной технологии и её основных элементов и
  • разработки сценариев конкретных занятий по метапредмету «Проблема» и их реализации с группой учащихся.

Для выполнения первой задачи необходима группа, включающая:

  • методолога школы системо-мыследеятельностного подхода,
  • специалиста по предмету, на материале которого разрабатывается проблемный цикл занятий и
  • учителя старшей школы (методиста).

Эти позиции могут совмещаться на одном человеке или двух, при наличии у них соответствующего профессионального опыта. Но всё же, оптимальным набором является группа из 3 человек.

При реализации второй задачи, для проведения работы с группой из 30 учащихся необходима группа из трёх педагогов, каждый из которых является предметным преподавателем в том предмете, на материале которого построено занятие (если содержание занятия интегративное, то педагоги должны представлять разные предметы). Один из педагогов является ведущим. Группа из трёх педагогов нужна, прежде всего, для ведения групповой работы с учащимися, в которой каждый из преподавателей выступает модератором детской группы и одновременно экспертом-консультантом.

Требования к компетентностям педагогов и специалистов

Требования к учителям-предметникам, участвующим в разработке метапредметной технологии, сценариев занятий и содержания метапредметных курсов состоят в том, что, во-первых, они должны быть преподавателями предмета высокого уровня, а во-вторых, иметь подготовку по метапредметным образовательным технологиям.

Ведущие учебных групп должны иметь подготовку игротехников-модераторов мыследеятельностного подхода и быть способны организовывать коллективную мыслительно-коммуникативную работу в группах старшеклассников.

Руководитель инновации образовательной технологии Метапредмет «Проблема» в работу образовательных учреждений должен иметь подготовку и опыт работы в области методологии системо-мыследеятельностного подхода, а также опыт в области инновационной деятельности в образовании.

Организационная схема работы.

Ключевые элементы

Основные методические задачи практики состоят в том, чтобы погрузить подростка в содержательное поле проблемного вопроса, обеспечить восприятие им этого вопроса, как важного для него самого и вызвать процесс самооопределения к исторической проблеме.

Основные процедуры

Для этого необходимо подобрать вопрос, который является проблемным не только для учащихся, но и для самой группы взрослых-учителей, поскольку взаимодействие между участниками группы должно быть личностно открытым, не смотря на разный уровень их компетентности.

Далее, должно быть разработано содержание проблемной сессии. Необходимо выделить предельные позиции, существующие в настоящее время в культуре по изучаемому проблемному вопросу, противоречащие друг другу. Например, относительно проблемы Русской революции это будут монархическая, либеральная и социал-демократическая позиции.

Для того чтобы подростки могли понять эти позиции, они должны «войти» в них, заимствовать их. Для этого, в первую очередь, они должны прочитать и понять оригинальные тексты, принадлежащие историческим деятелям, выражавшим каждую из рассматриваемых позиций. Преподаватель предварительно должен подобрать тексты, которые он предложит учащимся как базовые для понимания каждой из позиций. Работа по пониманию сложных текстов требует от учителя владения специфическими техниками обучения, направленными на развитие способности понимания.

Учащиеся делятся на группы. Каждая группа детей «заимствует» одну из позиций проблемного поля, а затем представляет её, рассказывает её содержание для всех. Таким образом, для всех участников работы будет представлено всё позиционное поле.

После этого проводится работа по «позиционной критике». Это форма коммуникации, в которой каждая из групп должна с заимствованной ею позиции сформулировать и высказать критические замечания по отношению к действиям и мировоззрению каждой из остальных позиций проблемного поля. Группа должна также ответить на позиционные замечания к ней, прозвучавшие от других позиций проблемного поля, которые представляют другие группы. Цель этого этапа работы состоит в получении пространства взаимных позиционных оценок, внутри которого на следующем этапе работы можно будет выделить и зафиксировать предметы позиционного столкновения и основания позиционной критики.

На следующем этапе работы выделяются основные предметы противоречия между позициями и формулируются сами противоречия. Зафиксированные противоречия, их предметы и выделенные позиции позволяют поставить проблему. Для того чтобы это сделать, необходимо осуществлять схематизацию содержания. Использование схематизации учащимися предполагает наличие у учителя специальных техник обучения схематизации.

Основными этапами самоопределения подростка в рассматриваемой проблеме является следующее:

  • внутренние смысловые изменения и довольно резкое расширение смыслового поля, связанное с работой по пониманию оснований общественно-политической позиции, заданной учащемуся для «заимствования»;
  • принятие поставленного проблемного вопроса как своего;
  • многопозиционное видение проблемного вопроса;
  • переживание напряжения столкновения равномощных культурных позиций по поводу общественно важного вопроса, которое ведёт к противоречию;
  • построение и формулировка собственного ответа на проблемное поле позиционных противоречий;
  • осознание (рефлексия) оснований своего ответа на систему противоречий в проблемном поле, понимание сути своей позиции;
  • помещение своей позиции в культурное поле, нахождение её места в нём.

Критерии оценки результативности работы

Помимо экспертной оценки, которую обычно применяет учитель, выставляя оценки 2-5 по результатам занятия, разработаны диагностические методики, соотносимые с результатами данной практики. Разработано 2 вида таких методик.

Первая категория методик направлена на оценку уровня идентичности сознания старшеклассников Российских школ. Она выявляет то, насколько подросток соотносит свою жизнь с Российской историей; имеет ли он определённую позицию по критическим событиям, происходящим сегодня в России или тем, в которые она включена в международном поле, ориентирован в ли в них; и связывает ли он свою дальнейшую судьбу с судьбой России.

Вторая категория методик направлена на оценку уровня развития базовых способностей учащихся, которые лежат в основе учебной работы, связанной с развитием самоопределения. Это, в частности, способность понимания, способность понятийного мышления, моделирование.

Развитие базовых способностей, таких как понимание и понятийное мышление, а также развитие идентичности сознания подростков, конечно же, не тождественны развитию способности самоопределения. Тем не менее, они также как и самоопределение представляют собой метапредметный результат образования, поэтому могут служить косвенным показателем успешности образовательной практики метапредмета «Проблема». В то же время, оценка уровня развития способности самоопределения требует разработки более прямых средств диагностики.

Зона развития практики:

Зона расширения применения данной практики связана с процессом подготовки учителей работе по образовательным технологиям, позволяющим получать метапредметный образовательный результат. Метапредмет «Проблема» является технологией, отвечающей этим требованиям, и в контексте задачи реализации ФГОС он должен активно и осознанно включаться в программы подготовки учителей старшей школы.

С другой стороны, с точки зрения дальнейшей разработки содержания метапредмета «Проблема», необходимо создание новых учебных курсов в рамках данной технологии, расширяющих её предметный охват. Следует также разрабатывать микро курсы, более точно соответствующие возможностям и интересам подростков разного возраста, из семей с разным социальным статусом.

[signature]

Поделитесь с друзьями:

   

Авторы практики:

О.И.Глазунова, Ю.В.Громыко, И.О.Гавритухин, И.Г.Назарова, А.А.Андрюшков, Ю.Н.Сергеев

Решаемая проблема:

Играет ли сегодня школьное обучение гуманитарным дисциплинам какую-либо роль в формировании общественной, культурной и духовной позиции подростка-старшеклассника? Направлено ли обучение отечественной истории и русской литературе на формирование российской идентичности наших подростков? Если отвечать на этот вопрос относительно массового образования, то конечно, нет. Это образование готовит к ЕГЭ.

Если говорить о том, имеются ли в российском образовании такие технологии, которые позволяют это делать в инновационном режиме, то да. Поэтому инновационные образовательные технологии, направленные на формирование духовной, культурной и общественной позиции учащегося, представляют высокую ценность.

Ведь именно в формировании общественной позиции, в конечном итоге, заключается смысл преподавания отечественной истории и литературы. Поскольку недостаток предметных знаний и информации может быть в дальнейшем восполнен по мере необходимости, а отсутствие гражданской и культурной позиции вследствие низкого качества образования по гуманитарным дисциплинам в средней школе, практически, невосполнимо.

Практика метапредмета «Проблема» направлена на создание содержания образования и воспроизводимых педагогических условий для вызывания у подростка процесса самоопределения при обучении отечественной истории и русской литературе.

Категория детей и подростков, с которыми ведётся работа

Старшеклассники (9-11 класс) ГОУ СОШ со сформированной мотивацией обучения и развитием способности мышления не ниже среднего возрастного уровня.

Цели и задачи практики

Основной целью практики является формирование у старшеклассника осознанного отношения к проблемным вопросам Российской истории, выработка по отношению к ним личностной позиции на основе широкого историко-культурного понимания происходивших событий. В то же время, метапредмет «Проблема» является, по сути, инновационной образовательной технологией. Поэтому он решает, с одной стороны, набор дидактико-методических задач (адресованных педагогу), с другой стороны, набор антропологических задач (связанных с детьми и подростками) и, с третьей стороны, решаются социальные задачи, связанные с формированием детско-взрослого образовательного сообщества.

Первый набор задач связан с разработкой содержания образования, обеспечивающего выведение ребёнка в процесс самоопределения в контексте изучения проблемных вопросов отечественной истории или открытых мировоззренческих вопросов, поставленных в произведениях русской классической литературы. Это задачи разработки сценариев занятий и логики содержания учебных курсов на основе технологических принципов метапредмета «Проблема».

Важнейший набор задач связан с появлением у подростка средств, обеспечивающих его самоопределение в духовно-историческом поле русской культуры. Помимо самоопределения в том вопросе, который является предметом изучения в конкретном случае, в результате цикла занятий у подростка вырабатывается определённый мыслительно-ценностной подход к таким вопросам, связанный с появлением способности самоопределения.

Структура метапредмета «Проблема» предполагает понимание исторического события или проблемного вопроса с разных позиций, моделирование противоречий между этими позициями и работу с текстовыми источниками, по которым можно восстановить позиционное видение вопроса. Поэтому помимо формирования ценностной позиции занятия «Проблемой» ведут к развитию способностей понимания и мышления. Развитие связанных в единый комплекс способностей понимания, мышления и ценностной позиции является специфической задачей метапредмета «Проблема».

Как и всякая инновационная технология в социальной сфере, метапредмет «Проблема» предполагает создание сообщества педагогов и учащихся, которые хотят таким путём добиваться понимания и позиционного отношения к сегодняшним общественно-политическим процессам и событиям истории. Одним из условий создания такого сообщества является решение задач по подготовке педагогических кадров, владеющих метапредметными образовательными технологиями.

Позиционная схема работы

Набор профессиональных позиций, обеспечивающих реализацию практики метапредмета «Проблема» может быть разделён на две группы относительно двух решаемых задач:

  • разработки принципов метапредметной технологии и её основных элементов и
  • разработки сценариев конкретных занятий по метапредмету «Проблема» и их реализации с группой учащихся.

Для выполнения первой задачи необходима группа, включающая:

  • методолога школы системо-мыследеятельностного подхода,
  • специалиста по предмету, на материале которого разрабатывается проблемный цикл занятий и
  • учителя старшей школы (методиста).

Эти позиции могут совмещаться на одном человеке или двух, при наличии у них соответствующего профессионального опыта. Но всё же, оптимальным набором является группа из 3 человек.

При реализации второй задачи, для проведения работы с группой из 30 учащихся необходима группа из трёх педагогов, каждый из которых является предметным преподавателем в том предмете, на материале которого построено занятие (если содержание занятия интегративное, то педагоги должны представлять разные предметы). Один из педагогов является ведущим. Группа из трёх педагогов нужна, прежде всего, для ведения групповой работы с учащимися, в которой каждый из преподавателей выступает модератором детской группы и одновременно экспертом-консультантом.

Требования к компетентностям педагогов и специалистов

Требования к учителям-предметникам, участвующим в разработке метапредметной технологии, сценариев занятий и содержания метапредметных курсов состоят в том, что, во-первых, они должны быть преподавателями предмета высокого уровня, а во-вторых, иметь подготовку по метапредметным образовательным технологиям.

Ведущие учебных групп должны иметь подготовку игротехников-модераторов мыследеятельностного подхода и быть способны организовывать коллективную мыслительно-коммуникативную работу в группах старшеклассников.

Руководитель инновации образовательной технологии Метапредмет «Проблема» в работу образовательных учреждений должен иметь подготовку и опыт работы в области методологии системо-мыследеятельностного подхода, а также опыт в области инновационной деятельности в образовании.

Организационная схема работы.

Ключевые элементы

Основные методические задачи практики состоят в том, чтобы погрузить подростка в содержательное поле проблемного вопроса, обеспечить восприятие им этого вопроса, как важного для него самого и вызвать процесс самооопределения к исторической проблеме.

Основные процедуры

Для этого необходимо подобрать вопрос, который является проблемным не только для учащихся, но и для самой группы взрослых-учителей, поскольку взаимодействие между участниками группы должно быть личностно открытым, не смотря на разный уровень их компетентности.

Далее, должно быть разработано содержание проблемной сессии. Необходимо выделить предельные позиции, существующие в настоящее время в культуре по изучаемому проблемному вопросу, противоречащие друг другу. Например, относительно проблемы Русской революции это будут монархическая, либеральная и социал-демократическая позиции.

Для того чтобы подростки могли понять эти позиции, они должны «войти» в них, заимствовать их. Для этого, в первую очередь, они должны прочитать и понять оригинальные тексты, принадлежащие историческим деятелям, выражавшим каждую из рассматриваемых позиций. Преподаватель предварительно должен подобрать тексты, которые он предложит учащимся как базовые для понимания каждой из позиций. Работа по пониманию сложных текстов требует от учителя владения специфическими техниками обучения, направленными на развитие способности понимания.

Учащиеся делятся на группы. Каждая группа детей «заимствует» одну из позиций проблемного поля, а затем представляет её, рассказывает её содержание для всех. Таким образом, для всех участников работы будет представлено всё позиционное поле.

После этого проводится   работа по «позиционной критике». Это форма коммуникации, в которой каждая из групп должна с заимствованной ею позиции сформулировать и высказать критические замечания по отношению к действиям и мировоззрению каждой из остальных позиций проблемного поля. Группа должна также ответить на позиционные замечания к ней, прозвучавшие от других позиций проблемного поля, которые представляют другие группы. Цель этого этапа работы состоит в получении пространства взаимных позиционных оценок, внутри которого на следующем этапе работы можно будет выделить и зафиксировать предметы позиционного столкновения и основания позиционной критики.

На следующем этапе работы выделяются основные предметы противоречия между позициями и формулируются сами противоречия. Зафиксированные противоречия, их предметы и выделенные позиции позволяют поставить проблему. Для того чтобы это сделать, необходимо осуществлять схематизацию содержания. Использование схематизации учащимися предполагает наличие у учителя специальных техник обучения схематизации.

Основными этапами самоопределения подростка в рассматриваемой проблеме является следующее:

  • внутренние смысловые изменения и довольно резкое расширение смыслового поля, связанное с работой по пониманию оснований общественно-политической позиции, заданной учащемуся для «заимствования»;
  • принятие поставленного проблемного вопроса как своего;
  • многопозиционное видение проблемного вопроса;
  • переживание напряжения столкновения равномощных культурных позиций по поводу общественно важного вопроса, которое ведёт к противоречию;
  • построение и формулировка собственного ответа на проблемное поле позиционных противоречий;
  • осознание (рефлексия) оснований своего ответа на систему противоречий в проблемном поле, понимание сути своей позиции;
  • помещение своей позиции в культурное поле, нахождение её места в нём.

Критерии оценки результативности работы

Помимо экспертной оценки, которую обычно применяет учитель, выставляя оценки 2-5 по результатам занятия, разработаны диагностические методики, соотносимые с результатами данной практики. Разработано 2 вида таких методик.

Первая категория методик направлена на оценку уровня идентичности сознания старшеклассников Российских школ. Она выявляет то, насколько подросток соотносит свою жизнь с Российской историей; имеет ли он определённую позицию по критическим событиям, происходящим сегодня в России или тем, в которые она включена в международном поле, ориентирован в ли в них; и связывает ли он свою дальнейшую судьбу с судьбой России.

Вторая категория методик направлена на оценку уровня развития базовых способностей учащихся, которые лежат в основе учебной работы, связанной с развитием самоопределения. Это, в частности, способность понимания, способность понятийного мышления, моделирование.

Развитие базовых способностей, таких как понимание и понятийное мышление, а также развитие идентичности сознания подростков, конечно же, не тождественны развитию способности самоопределения. Тем не менее, они также как и самоопределение представляют собой метапредметный результат образования, поэтому могут служить косвенным показателем успешности образовательной практики метапредмета «Проблема». В то же время, оценка уровня развития способности самоопределения требует разработки более прямых средств диагностики.

Зона развития практики:

Зона расширения применения данной практики связана с процессом подготовки учителей работе по образовательным технологиям, позволяющим получать метапредметный образовательный результат. Метапредмет «Проблема» является технологией, отвечающей этим требованиям, и в контексте задачи реализации ФГОС он должен активно и осознанно включаться в программы подготовки учителей старшей школы.

С другой стороны, с точки зрения дальнейшей разработки содержания метапредмета «Проблема», необходимо создание новых учебных курсов в рамках данной технологии, расширяющих её предметный охват. Следует также разрабатывать микро курсы, более точно соответствующие возможностям и интересам подростков разного возраста, из семей с разным социальным статусом.

Почему «Метапредмет «Проблема» (на материале гуманитарных дисциплин)» является практикой формирования идентичности:

Практика метапредмета «Проблема» обеспечивает трансляцию сегодняшним старшеклассникам исторических образцов общественно-политического видения устройства России. Метапредмет вводит в противостояние трёх проектов России, определяющих её жизнь, начиная с начала ХХ века.

Специально организованные процедуры критики позиций позволяют подростку отнестись мыслительным и ценностным образом к каждому из рассматриваемых проектов, зафиксировать своё отношение к ним и сформулировать то, что он считает необходимым в принципах российской общественно-политической жизни. Это означает, что человек начинает формировать свою общественно-политическую позицию.

Особенность практики метапредмета «Проблема» заключается в том что осознание оснований своей общественно политической позиции происходит у подростка в процессе самоопределения.

Источники

  1. Андрюшков А. А. Понятие социокультурной идентичности и управление процессом самоидентификации в школе . В сб. «Инновационный технологический пакет перехода от школы знаний, умений и навыков к школе способностей». М.,2009.
  2. Глазунова О.И., Гавритухин И.О., Назарова И.Г. Исторический проект: «Проблема русской революции». В ж. «Россия-2010», 1994, № 1-2.
  3. Глазунова О.И. Антропология развития. – Журнал «Философские науки» 2008, №9
  4. Громыко Ю.В. «Метапредмет «Проблема» Учебное пособие для учащихся    старших классов. М., 1998.
  5. Глазунова О.И. Психологические условия и механизмы формирования способности самоопределения у старшеклассников. Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук. М., 2002.
  6. Глазунова О.И. Методики диагностики уровня развития базовых способностей учащихся средней школы, разработанные на основе мыследеятельностного подхода. В сб. « Одаренные дети. Диагностические методики». Составители: А.М. Афиногенов, И.А. Петрунина, О.И. Глазунова. М., 2010.

Оставить отзыв

[an error occurred while processing the directive]