Каскадная инновация и тиражирование опыта лучших практик по формированию идентичности

Приведенные на данном сайте лучшие практики в области формирования идентичности, были разработаны в форме авторских методик или же инновационных экспериментов. Для того, чтобы их можно было тиражировать и распространять в более широкой образовательной, воспитательной и социальной практике, необходимо строить специальную систему инновирования экспериментальных разработок.

Подобная система должна быть построена особенным образом, должны быть особые позиции, отвечающие за процесс тиражирования; более того, процессом тиражирования технологий в области формирования идентичности должны заниматься одновременно профессионалы в разных областях: педагоги, антропологи, психологи, методологи и др. Такой механизм был разработан в ходе деятельности Научно-Исследовательского Института Инновационных стратегий развития общего образования при департаменте образования г. Москвы авторским коллективом для тиражирования технологий мыследеятельностной педагогики. Представляется, что для широкого тиражирования представленных методик и практик в области формирования идентичности также можно воспользоваться подобным методом.

Образовательная или воспитательная система для эффективного тиражирования опыта требует введения целого набора новых позиций, которые позволят выделить тот, ценный опыт, который был разработан в каждой из практик, а главное – отделить его от главного носителя и разработчика этой системы.

Данная система представлена и разработана для образовательного учреждения, которое помимо обеспечения образовательного процесса занимается разработкой и внедрением инноваций в образовательной практике. Однако, как упоминалось выше, подобная схема может быть адаптирована для иных учреждений, тесно связанных с практикой формирования идентичности. Схема служб обеспечения образовательного процесса представлена ниже.

img1

Именно наличие выше указанных служб или позиций позволяет отделить методику от ее автора, обеспечить ее доработку и передачу другим коллективам при реализации целей образовательной деятельности.

Для того, чтобы проанализировать практики и привести их к распространению, необходимо разработать набор из 4 служб:

1) Банк образовательных практик, содержащий описанные методики образовательных и воспитательных практик с видео-стандартами;

2) Базу данных, содержащую данные по наиболее перспективным кадрам в этой области;

3) Тренинговый центр для подготовки кадров под перспективные направления разработки;

4) Сертификационный центр, обеспечивающий качество разработки и качество тиражируемых технологий.

img2

В целом при переходе от отдельной практике к наборе практик, должен быть пройден путь, состоящий из нескольких шагов:

1) Наличие педагога (специалиста) с инновационной методикой в области формирования идентичности в коллективе педагогов (специалистов), работающих в разных подходах;

2) Наличие группы педагогов (специалистов) или «педагогического ансамбля», работающего в единой логике для реализации единых целей в области формирования идентичности;

3) Формирование общей стратегии образовательного (специализированного) учреждения, работающего для реализации единой программы в области формирования идентичности во всех образовательных ступенях и профилях.

Подобная схема тиражирования может быть предложена не только для общеобразовательных учреждений, но может быть и вовлечена в более широкий контур организаций, работающих в логике формирования идентичности.