Итоговые результаты разработки предложения о мерах по формированию российской идентичности (в редакции С.С.Б.)

Итоговые результаты разработки предложения о мерах по формированию российской идентичности (в редакции С.С.Б.)

73d386_a711f805483943f7b6ed6c7514fc3438 В рамках гранта Общество «Знание» «Формирование российской идентичности» Институт Шифферса разработал финальный документ — Предложения о мерах по формированию российской идентичности (в редакции С.С.Б.). 

Текст документа представлен ниже:

Предложения о мерах по формированию

российской идентичности ( редакция С.С.Б.)

 

 

  1. Методологические пояснения и постановка проблемы.

 

Рассматриваемый комплекс мер разработан во исполнение подпункта «б» пункта 1 перечня поручения Президента Российской Федерации по итогам форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» от 15 декабря 2014 года № Пр-2876.

Указанным поручением предусмотрена подготовка предложений о мерах по формированию российской гражданской идентичности, а также по поддержке проектов, направленных на социализацию детей и подростков.

При выработке предлагаемых мер проблема формирования гражданской идентичности рассматривалась в необходимо более широком контексте — в рамках российской цивилизационной идентичности в целом.

Это связано с тем, что гражданская, как и иные типы идентичности (национальная, конфессиональная, этническая, региональная) формируются и существуют внутри цивилизационной идентичности.

Под российской цивилизационной идентичностью в рамках данного документа понимается включенность граждан Российской Федерации в культурно-исторические и духовные традиции народов нашей страны, и прежде всего русского народа, в историю и культуру Российской государственности и российского общества, осознанная связь с прошлым и будущим русской цивилизации, готовность и способность служения интересам страны и её народу.

Цивилизационная идентичность – это осознание гражданами своей причастности к прошлому и будущему русской цивилизации. Она позволяет человеку осознавать сопричастность к судьбе других наций и народов, развивающихся в пространстве одной цивилизации. Гражданская идентичность может быть определена как осознание принадлежности к современной российской гражданской нации на культурно-ценностном и институциональном уровне.

Принадлежность к идентичности определяется ценностным сознанием. Его основа – матрица важнейших ценностей российской цивилизации. При этом именно ценности цивилизационной идентичности являются базовыми для формирования иных типов идентичности, включая гражданскую.

Российские типы идентичности являются квинтэссенцией уникального социального опыта сотен поколений, формировавшегося на протяжении всей многовековой истории Российского государства и общества.

Это опыт, который позволил не просто выжить, а сплотиться в единый народ, построить мощное и независимое государство, осуществлять его защиту от внешних и внутренних угроз, выстоять в самые тяжелые времена, создавать признанные в всем мире образцы духовной и материальной культуры, стать пионерами в ряде областей социальной практики и др.

Российская идентичность ярко проявлялась в условиях, когда было жизненно необходимо масштабное коллективное действие, результатом которого является общественное благо. Участие в таком действии требовало солидарности (соборности), жертвенности, самоотдачи, служения высокой цели, превалирующей над узким личным интересом (Смутное время, война 1812 года, Первая мировая и Великая Отечественная войны, помощь братским народам, масштабные стройки в СССР, ликвидация последствий на Чернобыльской АЭС и др.).

Однако следует констатировать, что приобретенный духовный и социальный опыт, во многом формирующий идентичность народа, может быть в значительной мере утрачен, причем, в достаточно короткое по историческим меркам время (за несколько поколений).        В результате возникает опасность потери государством способности выполнять свои функции, вплоть до утраты суверенитета, схлопывания социальных институтов и деградации общества.

Опасность утраты идентичности обусловлена рядом причин.

Во-первых, сохранение и трансляция соответствующего социального опыта требует специальных усилий и институтов (традиционная многопоколенная семья, институты системы образования, науки, культуры, искусства и др.). Значит, необходимо создание условий функционирования данных институтов, их защита, обозначение государственных и общественных ожиданий в отношении содержания и результатов их деятельности.

Данный аспект особенно значим для Российского государства, которое на протяжении короткого по меркам истории периода прошло через глобальные трансформации государственных и общественных институтов.

В условиях глобального информационного общества происходит дальнейшее ослабление традиционных институтов, обеспечивающих трансляцию культурных образцов. Суверенность российской государственности и самобытность российской (русской) цивилизации предполагают осознание каждым жителем страны своей принадлежности к духовным и культурным традициям нашего общества. Новые информационные технологии, новые формы образования требуют более эффективных подходов к трансляции традиций народов нашей страны, их высших культурных достижений и образцов.

Во-вторых, идентичность формируется и сохраняется только тогда, когда лежащая в ее основе система ценностей, знаний и традиций воплощаются в активное индивидуальное и социальное действие, создающее передовой общественный продукт (стоимость, знания, социальные институты, новые смыслы и символы, привлекательные стили жизни, безопасность и иные общественные блага, решение глобальных проблем). Значит, необходимы создание условий для такого действия, вовлечения в него широких слоев населения страны, постановка задач, органично отвечающих идентичности российского общества и способных раскрыть его потенциал.

В-третьих, наиболее эффективные современные практики ослабления и деструкции государственных и общественных институтов основаны именно на предварительном разрушении (искажении) естественной самобытной идентичности и (или) ее замене искусственно сконструированной ложной идентичностью, что хорошо видно на примере Украины или Исламского государства. Существенно облегчают данную задачу современные информационные технологии, которые, в том числе, позволяют почти мгновенно и массово распространять разрушительный контент. Наиболее уязвимыми для такого воздействия являются общества с ослабленной и непроявленной идентичностью, утратившие историческую память, ценностные ориентиры и чувство единства по отношению к Родине.

Цепь «цветных» революций на постсоветском пространстве, государственный переворот на Украине, война в Сирии приводят к формированию целого спектра ложных идентичностей, связанных с ними образцов политического действия на основе маргинальных радикальных форм националистического, религиозного самоопределения. Подобные типы самоопределений направлены на разрушение многоэтнической многоконфессиональной российской цивилизационной общности, члены которой реализуют различные гражданские принципы. Отстаивание ценностей многонациональной многоконфессиональной российской цивилизации является важнейшим ответом на попытки расколоть население страны на отдельные этнические, национальные, религиозные группы.

Вышеперечисленные обстоятельства не исчерпывают всех факторов, создающих угрозу утраты (искажения) идентичности. Однако они являются общими, наиболее критическими и позволяют задать ориентиры для разработки соответствующей системы мер исходя их конкретных условий. В свою очередь, одной из таких мер является более детальное изучение указанных факторов.

Термин «формирование» применительно к идентичности, используемый в рамках данного документа, нуждается в пояснении. Он ни в коем случае не означает создание чего то, что еще не существует, некоего искусственного идеологического продукта, навязывании со стороны государства образа мыслей, чувств и действия. В этом смысле рассматриваемый термин применим к искусственно создаваемым идентичностям.

Формирование идентичности в контексте данных предложений означает придание формы реально существующему содержанию. Речь идет о специальной деятельности по осмыслению (рефлексии), раскрытию, предъявлению ясных смыслов, культивированию и межпоколенной трансляции российской идентичности, ее манифестации (воплощении) в практике государственного и общественного строительства, деятельности местного самоуправления, способах хозяйствования, содержании общего и профессионального образования и в иных областях социальной практики.

В свою очередь такая деятельность в многомиллионной, многонациональной и многоконфессиональной стране, с более чем тысячелетней историей, каковой является Россия, невозможно вне рамок серьезной государственной политики.

 

  1. Концептуальные подходы к государственной политике и системе мер по формированию российской (в том числе гражданской) идентичности

 

Результатом политики формирования (выявления, сохранения и трансляции) идентичности является осознанная связь граждан Российской Федерации с историческим прошлым страны, ответственность за её будущее, а также мировоззренческая определённость по отношению к важнейшим проблемам внешней и внутренней политики. Такая связь является базовой основой формирования здорового гражданского общества.

Формирование российской идентичности является предметом гуманитарной политики, опирающейся на образовательные, культурные и информационные ресурсы различных институтов гражданского общества, а также на поддержку государством приоритетных программ в области развития образования, культуры, средств массовой информации, институтов общественной безопасности, программ профессионального становления молодёжи.

Государственная политика в сфере формирования российской идентичности имеет ряд особенностей.

  1. Само государство, а точнее его бюрократический аппарат являются не только субъектами реализации, но и объектами соответствующей политики. Такая политика может быть реализована только как общенародное действие, в которое вовлечены все члены российского общества.
  2. Формирование российской идентичности не может быть результатом простого призыва, пропаганды и увещевания, навязывания заданной формы поведения, точки зрения и выражения чувств. Оно предполагает создание условий для свободного самоопределения и обсуждения, самопроявления и самоощущения человеком своего отношения к своей Родине, и одновременно формирование готовности действовать в интересах страны и её населения, непротиворечиво связывать общественные и личные интересы. В основе формирования российской цивилизационной идентичности лежит свободное самоопределение.
  3. Важной функцией российской идентичности является сохранение самобытности и достоинства российской цивилизации как уникального общественно-исторического явления, что позволяет противостоять любым ложным наносным идентификациям и вмешательствам (данный тип идентичности можно назвать идентичностью сопротивления).

В условиях беспрецедентного давления Запада на Россию в последние годы российская идентичность сопротивления явно проявилась в разделяемом большинством членов общества неприятии иностранного вмешательства во внутренние дела России.

В условиях тотального развития информационных технологий, социальных сетей любое внутригосударственное событие превращается в событие мировое, становится предметом интерпретации международных информационных институтов с целью воздействия на все мировые аудитории. Эта интерпретация никогда не является нейтральной и всегда осуществляется в интересах доминирующих финансово-экономических и политических институтов, национальных государств, военных союзов и т. п. Поэтому личная способность гражданина противостоять навязываемым интерпретациям и вырабатывать собственную точку зрения с позиций Российского общества, в интересах развития страны становится важнейшим фактором современного идеологического противоборства. Подобные компетенции требуют специальных программ воспитания и информационной политики.

Другой формой идеологического противоборства и разрушения идентичности является переинтерпретация и переписывание всемирной истории, разрушение «политики памяти», в частности намеренное отождествление советского периода нашей истории и фашизма. Разрушение и искажение «политики памяти» создаёт условия для возникновения новых форм социально-политической, национальной и религиозной исключительности, навязывание своего превосходства любой ценой. Способность отстаивать понимание исторических событий, не допускать искажающих интерпретаций, изменяющих смысл исторического процесса, является важнейшей политической компетенцией каждого гражданина страны.

Именно поэтому формирование Российской идентичности – это, в том числе, благоговение перед историческими символами Российской истории и Российского государства, перед исторической памятью о подвигах отцов и дедов. Необходимо воспитывать и формировать уважение к государственным символам: гимну, флагу, гербу – атрибутам государственной власти, боевым и трудовым наградам. Недопустимо искажение исторической памяти о важнейших событиях российской истории.

Вместе с тем следует учитывать опасность абсолютизации «идентичности сопротивления», которая может привести к полному изоляционизму от мировых событий и регрессу.

Более того, лучшие качества носителя российской идентичности могут быть проявлены и сохраняться только в условиях включенности в коллективную (соборную) деятельность по решению глобальных задач, таких как преобразование и переосвоение своих территорий, создание продуктивной конкурентоспособной на планетарном уровне экономики, поиск решений проблем, стоящих перед человечеством в целом. Только в рамках такой деятельности личный успех может быть признан значимым и заслуживающим уважения в контексте ценностей российской цивилизации.

Именно данный аспект российской идентичности (идентичности развития, проектной идентичности) является ядром и точкой роста внутри цивилизационной российской идентичности. Идентичность развития лежит в основе формирования нового миропорядка с позиций России во взаимодействии с другими странами и цивилизациями. Она связана с определением внутрироссийских зон прорыва, а также с определением наиболее перспективных практик и очагов развития за рубежом. На основе выделения этих перспективных зон и очагов развития должны быть выявлены наиболее продвинутые технологические и институциональные решения, определены условия переноса этих наиболее продвинутых практик в Россию, сформированы международные коллективы, определяющие вклад русских групп в дальнейшее совершенствование этих практик (своеобразное разделение «труда развития»).

Вместе с тем без идентичности сопротивления идентичность развития становится поиском новизны ради новизны т.н. «креативного класса», копирующего западные образцы жизни.

  1. Принадлежность к цивилизационной идентичности определяется ценностным сознанием. Его основа – матрица важнейших ценностей российской цивилизации.

Подобная ценностная матрица должна быть определена и в качестве ориентиров для своего поведения должна быть предложена любому гражданину нашей страны. Эта матрица должна соединить в единое непротиворечивое целое стержневые (базовые) ценности, которые объединяют различные группы населения, представителей разных этносов, конфессий, профессиональных групп, наций и народностей, региональные идентичности.

Предъявление и осознание системы базовых ценностей должно осуществляться за счёт целенаправленной деятельности учреждений культуры, институтов образования, средств массовой информации. Задача состоит в отборе и внедрении современных воспитательных практик утверждения важнейших ценностей.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации            (2015 – 2025) осуществлена попытка закрепления базовых ценностей российского общества. Однако подобный список не позволяет поставить вопрос о единстве самой ценностной матрицы и целостности ценностного мировоззрения современного человека.

Рядом общественных и научных деятелей высказана идея о том, что для каждого из периодов истории можно сформулировать ведущий ценностной ориентир. Например, в перечень национальных ценностей, предложенный Патриархом Русской Православной Церкви Кириллом, входит то, что он отметил как самое принципиально важное в разных эпохах русской истории, а именно – вера, державность, справедливость, солидарность и достоинство, – являющиеся ключевыми элементами пяти эпох нашей истории.

Подобный подход ценен тем, что позволяет сформировать не просто перечень ценностей, а ценностная матрицу обеспечивающую интеграцию разных периодов отечественной истории: России имперской, России Советской и России сегодняшней.

Ценностная матрица России имперской формировалась вокруг идеи служения Богу, Царю и Отечеству. Выразителями этой смысловой целостности являлась монархическая аристократия. Именно её лучшие представители утверждали также приоритет духовных ценностей, ценностей созидания и творчества над ценностями узко прагматическими и материальными.

Ценностная матрица Советской России формировалась вокруг идеи социальной справедливости, а также целенаправленного прорыва в будущее и идеологии подвига. Советская Россия должна была преодолевать отсталость, накопленную в России имперской.

Современная Россия дорожит идеями личной свободы и самоопределения, уважения к достоинству и личности любого человека.

Таким образом, на базовом уровне идеи служения, справедливости и свободы исторически связывают три России – имперскую, советскую и сегодняшнюю. Освоение ценностной матрицы – это присвоение опыта трёх Россий, осознание единства и непрерывности истории России. Освоение указанных базовых ценностей является основой для осознанного отношения к остальным ценностям российской цивилизации, в том числе, уже зафиксированным в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.

В настоящее время наиболее понятной для молодого поколения является ценность личной свободы, которая часто понимается как возможность совершать личное действие на основе значимого для личности мотива, не встречая сопротивления окружающих. Это своеобразная «свобода от других».

Прочие ценности – справедливость и служение – либо не до конца понимаются, либо не принимаются вовсе. Так, для значительной части современной молодежи не очевидны ценности служения и жертвенности, без которых немыслимо построение коллективов, нацеленных на решение важнейших задач страны, требующих долгосрочной мобилизации и не приносящих в ближайшей перспективе материального выигрыша.

Вместе с тем ценности личной свободы и достоинства безусловно должны быть основой целенаправленного формирования личностного начала у молодёжи. Но это личностное начало обязательно должно быть связано с решением общезначимых задач развития страны.

Тотальное господство идеологии свободного рынка, не знающего национально-государственных границ, привело к формированию в качестве единственно возможного потребительского стиля жизни. Ценности «всеобщего общества потребления» накладывают серьезные ограничения на возможности развития государства и общества: не позволяют осуществлять трудовую мобилизацию и создавать новые продукты, предприятия, рынки, переосваивать территорию страны, приводят иждивенчеству и стремлению переместиться туда, где потреблять удобнее и комфортнее.

Требуется формирование и предъявление конкурентно-способных привлекательных стилей и способов жизни молодёжи, альтернативных ценностям потребления. Необходимо восстановление ценностей солидарности и коллективизма на всех уровнях социальной жизни, особенно на уровне местного самоуправления и профессиональных сообществ. Принципиальное значение имеют: связь поколений, помощь и уважение старших, благородство, взаимопомощь и солидарность, ценность большой многопоколенной семьи, сострадание к слабому.

Российская либеральная традиция уважения к личности всякого человека, традиция сопротивления бездушной бюрократической машине, чиновничьему произволу безусловно должна быть не только сохранена , но и поднята на новую высоту.

  1. Российская идентичность – это не набор формальных правил и ограничений, а средство для раскрытия возможностей российского человека для постоянного самосовершенствования, роста профессионализма и осуществления планетарного преобразовательного действия.

В настоящий момент завершается период неопределённости, когда отсутствовало общественное согласие по поводу выбора основного вектора развития нашей страны. До недавнего времени доминировала точка зрения, что включение в институты рыночной экономики делает ненужным со стороны власти предъявление населению страны рамочных ориентиров общественного развития.

Продолжающийся мировой финансовый кризис потребовал осуществления общественно-мировоззренческого манёвра от руководства и населения нашей страны: частичного выхода за рамки «системы доллара» и связанных с этой системой доминирующих экономических и информационно-политических институтов и идеологий.

Преодоление безоговорочного доминирования этих институтов «системы доллара» требует укрепления институтов суверенной государственности, действующих от имени самобытной русской цивилизации в диалоге с другими цивилизациями и государствами в утверждении действительной многополярности современного мира. Впервые необходимость подобного манёвра была обозначена В.В.Путиным в «Мюнхенской речи» и затем конкретизирована в его программных статьях накануне президентских выборов.

Российская идентичность будущего – это идентичность создаваемой мировой цивилизации развития. Формирование (проявление) российской цивилизационной идентичности это ключ к решению задачи по формированию нового миропорядка многополярного мира в результате творческого трудового подъёма у себя дома при взаимодействии со всеми заинтересованными группами планеты, желающими преодолеть деградацию и кризис.

Сегодня, в период продолжающегося глобального экономического кризиса мир остро нуждается в подобной глобальной инициативе. Такая инициатива может быть организована и предъявлена миру с позиций российской цивилизации в интересах всей планеты в форме солидарного развития континентов.

Для этого необходимо воспитание поколения, способного обеспечить формирования с позиции России мировой цивилизации развития. Поколения осознающего, что на его плечах лежит задача формирования нового миропорядка развития на основе постоянного наращивания своего профессионализма, поиска нового понимания, нового знания и нового способа действия.

  1. Основная роль в формировании российской идентичности отводится образованию и культуре, а важнейшими аудиториями реализации гуманитарной политики формирования идентичности являются: учащаяся молодёжь, профессиональная молодёжь, в том числе, соотечественники, проживающие за рубежом и въехавшие в страну иммигранты из государств постсоветского пространства.

Но образование в этом случае должно быть непосредственно связано с процессами проектирования и создания новых инфраструктур, активов и городов. При подобном подходе создаваемый в сфере образования ресурс станет основой для преобразования и изменения различных институтов и условий региональной жизни, преодоления региональной периферийности и изолированности.

Это достигается за счёт того, что в локальном месте появятся люди, которые могут ставить стратегические задачи и общаться по поводу этих задач с представителями всей планеты, всего человечества. Региональное место может быть превращено в главную точку развития России и планеты. При этом удивительная русская природа и новые технологии создают условия для формирования плацдармов развития страны в любой точке.

Для реализации подобного дела нужны люди российской цивилизационной идентичности, укоренные в традиции и устремленные в будущее, которое ещё только должно состояться за счёт их действия. Они должны быть способны выявлять наиболее продвинутые технологические и институциональные решения, определять условия переноса наиболее продвинутых практик в Россию, формировать создавать коллективы.

Формируя цивилизацию развития во взаимодействии с другими цивилизациям, Россия будет включена в общий планетарный труд, осуществляя разделение в этом труде, не довольствуясь отведённой ей нишей в результате навязанного ей разделения труда. Россия – это страна производства новых знаний и технологий, «умных вещей», а не только поставщик сырьевых ресурсов.

Решение указанных задач требуют серьезной модернизации системы образования.

Сегодня направления развития образования, в том числе требование по формированию российской идентичности, определены Федеральным государственным образовательном стандартом общего образования (далее ФГОС). Однако комплексного методического, дидактического и диагностического обеспечения деятельности педагогов по достижению предусмотренных ФГОС результатов не существует. Педагоги продолжают использовать устаревшие образовательные технологии, не позволяющие достигать необходимый образовательный результат.

Вместе с тем наличие соответствующих технологий (деятельностного подхода, мыследеятельностной педагогики, проблемных методов обучения, метапредметного образования) позволяет формировать российскую идентичность на материале предметов гуманитарного цикла. При использовании этих технологий личностное самоопределение и межпредметное мышление являются важнейшим результатом воспитания в образовательном процессе.

Быстро осуществить разработку, технологизацию и внедрение новых методик, новой дидактики и систем диагностики в масштабах страны невозможно, поскольку это требует серьезной научной и методической работы. Чтобы достичь требований ФГОС необходимо, фактически дать новое высшее образование педагогам, а также создать систему переподготовки педагогов в регионах на основе инновационных площадок где демонстрируются образцы новой эффективной деятельности по реализации ФГОС.

Проблема усугубляется двойным отрицательным отбором кадров в сфере педагогики – как правило, худшие выпускники школы идут в педагогические ВУЗы, худшие выпускники педвузов затем идут работать в школы. Система педагогического образования и повышения квалификации оказались не способны решить данную проблему, поэтому требуется создание альтернативного инновационного механизма.

Именно на уровне начальной школы закладывается отношение ребенка к образованию, получению знаний. Для ребенка это первый опыт серьезной общественно значимой деятельности. В этой связи, необходимо кардинальное повышение роли, социального статуса и уровня компетентности педагога начальной школы. К работе с детьми в начальной школе должны допускаться лучшие в своей профессии.

Важнейшим направлением деятельности по развитию образования является превращение образования в средство развитие региональных общественных систем и формирование идентичности развития.

Примерная организационная схема достижения указанного результата может заключаться в следующем.

Сначала, совместно с экспертами осуществляется постановка масштабных проблем применительно конкретно к данному региону (развития различных сфер деятельности регионов, инфраструктур, технологий, активов).

Затем должны использоваться специальные организационные механизмы проработки конкретных проектов — сельская проектная школа, школа генеральных конструкторов, молодёжные образовательные форумы.

Задача состоит в том, чтобы прорабатываемый учебный проект мог стать активом, имеющим стоимость. При подобном подходе к образованию появляется возможность другого взгляда на экономику образования. Поскольку создание проекта, обеспечивающего решение проблемы региона и одновременно формирование коллектива, реализующего проект, будет создавать новую стоимость (как показала реализация проекта Космодрома Восточный, если одновременно с проектом не создаётся его реализующий коллектив, то стоимость проекта может возрастать в 5 -7 раз по сравнению с исходно рассчитываемыми затратами).

Сложность состоит в том, что методы интеграции предметного образования и проектного образования разработаны крайне слабо и совершенно неизвестны педагогам.

В настоящий момент деятельность воспитателя в средней школе должным образом не оценена. В школе нет достаточного количества мужчин, которые могут быть образцом для подражания со стороны учащихся. Педагоги практически не знакомы с новыми методами и технологиями воспитания.

Процесс воспитания в высшей школе останется декларативным, если в вузе не будет сформирована специальная организационная проектная среда, в рамках которой студент получит возможность предметно взаимодействовать с будущим работодателем, представителями профессионального сообщества.

Падение уровня гуманитарного образования существенно затрудняет формирование ценностного отношения к искусству и литературе, без чего невозможен полноценный процесс воспитания. Во многом это связано с формальным преподаванием гуманитарных дисциплин, а также с отсутствием интегративных связей между учебными курсами различных дисциплин.

Весьма заужена ценность самого образования, что отражено в тексте Стратегии развития воспитания в Российской Федерации       (2015 – 2025), в котором образование понимается как совокупность знаний и компетентностей, позволяющих самореализоваться, добиться карьерного роста.

Подобный взгляд на ценность образования обозначенный на официальном уровне методологически неверен, поскольку заставляет молодого человека рассматривать процесс обучения как выбор наиболее полезных инструментов, способных принести материальную пользу, в результате чего исчезает ценность познания, образования в течение всей жизни. При подобном подходе образование перестаёт рассматриваться как гуманитарно-антропологический ресурс и общественное благо.

  1. Воспитание подрастающего поколения во многом определяется информационной политикой в современном обществе. Отсутствие в средствах массовой информации нравственной оценки часто выставляемых на показ эпатирующих действий, нарушающих все общественные нормы различных «знаменитостей», безнаказанность титулованных коррупционеров, а также продолжающаяся пропаганда распущенности и вседозволенности подрывает работу воспитательных институтов семьи, школы, вузов.

В России практически отсутствуют телевизионные каналы, которые рассказывают, как начать свой собственный бизнес, как добиться, несмотря на огромные трудности, профессионального призвания, как справиться с несправедливостью. В России отсутствует канал, который бы мобилизовал молодёжь на включение в проекты развития, например переосвоения территорий Дальнего Востока. Нужны специальные передачи, показывающие, что к данному возрасту сумели добиться сверстники молодого человека за рубежом, а также демонстрация выдающихся молодых профессионалов России, которые бы делились своим опытом и перспективами своего дела. Важнейшая воспитательная работа могла бы быть организована на основе специальных рекомендаций по работе с сетевыми целевыми сообществами.

  1. Разработанные и утверждённые Основы государственной культурной политики Российской Федерации определяют «культуру» как совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т. д.)». Утверждается, что «государственная культурная политика направлена на повышение гражданского самосознания, готовности и способности людей к активному участию в процессах общественного развития». Именно многообразное культурное наследие является тем ресурсом и общественным благом, которое обеспечивает трансляцию ценностей норм, традиций, обычаев и образцов поведения от поколения к поколению, формируя историческую преемственность российской цивилизации и российского общества.

Вместе с тем, не смотря на огромный потенциал и общемировое признание достижений русской культуры во всём мире, культурные образцы и культурное содержание не стали основой для формирования способов самоопределения и действия для подавляющего большинства российского населения в сегодняшней ситуации.

Во–первых, это прежде всего связано с тем, что культура в соответствии доминирующими западными подходами рассматривается как сфера развлечений. Важнейшее отношение к управлению культурными практиками связано с их коммерциализацией при предоставлении культурных услуг населению. В сфере развлечений преимущественно коммерциализируются продукты массовой, но не высокой культуры.

Потребителем продуктов массовой культуры является человек, как правило, со сниженным интеллектуальным уровнем и не сформированным художественным вкусом. Для восприятия подлинных произведений высокой культуры необходима специальная интеллектуальная и эстетическая подготовка.

Во-вторых, на место культурных образцов выдающихся представителей различных духовных традиций и практик пришла практика селебритизации — выделения в качестве важных ориентационных фигур всяких знаменитостей, привлекающих к себе внимание любой ценой (роскошный уровень жизни, эпатаж, скандалы, форма одежды).

В-третьих, до настоящего момента не была сформирована политика популяризации произведений отечественной культуры. Конечно произведения российских писателей, кинематографистов, музыкантов должны быть конкурентоспособны по отношению к творениям зарубежных представителей культурного творчества. Но вместе с тем, должны быть созданы условия для преимущественного освоения жителями нашей страны культурного наследия России – российских кинофильмов, российской музыки, российских картин, российских музеев. Отсутствие подобной политики приводит к засилью низкопробной западной продукции в сфере развлечений. Следует отметить, что до настоящего момента за редчайшим исключением в произведениях российских кинематографистов, писателей отсутствует идеал, вызывающий желание непосредственного прямого подражания. Вместе с тем потребность в таком идеале сегодня огромна.

В России до сих пор отсутствует культура развития, несмотря на многочисленные образцы выдающихся достижений жителей России во многих областях практики. Не сформулирован и не представлен для обсуждений и дискуссий современный образец поведения и действия — пример для подражания, герой нашего времени.

Масштабной индустрией по «производству идентичности» сегодня является кинематограф. Кинематограф, прежде всего машина по производству новых знаний, знаков, символов и способов их употребления. Кинематограф — это также машина по производству субъективности: мы сегодня то, что мы смотрим, над чем смеёмся и плачем.

К сожалению, в настоящее время Голливуд производит знаки, символы и знания лучше, чем российский кинематограф. Подавляющее население России формируется под воздействием Голливуда, который предлагает свою интерпретацию всех мировых событий, одновременно конструируя различные сценарии будущего. Вместе с тем интерпретация всех мировой событий, в том числе и происходящих сегодня, а также предложение определённой планетарной перспективы с позиций русской цивилизации как субъекта крайне необходима. Этого сегодня нет – мировую событийность моделирует и препарирует Голливуд с позиций американской цивилизации.

Сложность ситуации состоит в том, что Голливуд действительно создаёт кинематографические шедевры, вызывающие огромный и искренний интерес зрительной аудитории. Голливуд создаёт прорывное кино, перешагивая освоенные человечеством рубежи воображаемого и понимаемого. Голливуд раздвигает для всего человечества границу представимого. И если российский кинематограф не создаёт «прорывное» кино, то всякий любознательный российский зритель формируется Голливудом, поскольку именно здесь осуществляется выход и продвижение к новому. Отдельный вопрос, что все фильмы Голливуда являются сложнейшими эпистемическими, знаково-символическими и герменевтическими машинами, основанными на системной сборке всего массива знаний по данной теме, создании зрительных символов и образов, языковых форм понимания контекста употребления новых выражений.

С другой стороны важно понимать, что Голливуд за исключением предъявления действительных шедевров, является также формой навязывания ложных идентичностей — ценностей безудержного потребления, эгоизма, силового разрешения конфликтов и др.

Реальное воздействие кинематографа на человеческое поведение, осуществляемый поведенческий выбор требует специальных исследований.

В условиях отставания от Голливуда по количеству и технологическому уровню производимой продукции, мы должны учить наше население, как понимать фильмы, как осуществлять личное самоопределение по отношению к содержанию, увиденному в фильмах, как различать мифы, сконструированные фабрикой грёз и реальность. Такими мероприятиями являются, например, фестивали мировоззренческого кино, а также специальные учебные сессии.

Необходима разработка сценариев занятий для общеобразовательной школы, методических материалов, учебных пособий по визуальной грамотности, обеспечивающих обучение визуальной грамотности, способности вычленять смысловые единицы, осуществлять рефлексию, понимать, как это снято, кем, зачем, уметь транслировать передаваемые картиной смыслы на различный исторический, культурный, религиозный, политический, общественный и медийный контент.

Для реализации принципов культурной политики очень важно понимать, какие культурные образцы какими группами и по отношению к каким аудиториям транслируются и предъявляются. Сегодня авторитеты высокого духовного служения специально не выделены и не предъявлены молодёжи. Их место занимают достаточно случайные образцы для подражания. В сложившейся ситуации необходимо определение и предъявление населению страны культурных образцов высокопрофессионального служения отчизне, представляющих единый клуб выдающихся личностей России разных национальностей и разных конфессий. Клуб, членство в котором не покупается за деньги и не достигается по протекции.

Это созвездие личностей должно быть противопоставлено «героям нашего времени из 90-х и 2000-х» – поп-звездам, криминальным авторитетам, политическим клоунам и т.п. Создание образцов культурных героев необходимо также противопоставить.

Формирование такого клуба цивилизации (межэтнического и интернационального) и его позициирование, как гордости страны, вызовет мощнейший резонанс и запустит процессы выздоровления общественного сознания. Данная мера, являясь средством формирования российской идентичности, также позволит оздоровить миграционную сферу и межнациональные отношения в современной России.

Одно из направлений культурной политики, нацеленной на преодоление ностальгии по культурному наследию СССР состоит в том, чтобы превратить элементы сегодняшней жизни в образцы культуры и создать «культуру про сегодня», которая также может транслироваться. Необходимо освоение культурного наследия всех периодов Российской истории — России имперской, России Советской и России сегодняшней. Но важнейшая задача состоит в восстановление высоких идеалов, лежащих в основе российской традиции, с позиции которых осуществляется восприятие и суд сегодняшнего периода жизни. Борьба за высокие идеалы российской традиции являются самой насущной задачей сегодняшнего периода.

  1. Основная угроза многоконфессиональной и многоэтнической российской цивилизационной общности состоит в её расколе по конфессиональному, этническому, региональному или гражданско-политическому принципу. Искусственно навязанный украинскому населению «европейский выбор» и исламский радикализм сторонников ИГИЛ из среднеазиатских республик на постсоветском пространстве представляют ложные идентичности, противопоставленные российской цивилизационной идентичности. Эти две крайних модели цивилизационного выбора направлены на усомнение самой возможности существования русской цивилизационной идентичности, связывающей в своей истории европейские ценности с традиционными ценностями различных народов, населяющих Россию, исповедующих разные религии.

Радикализм и экстремизм часто связан с подчинением членов конфессиональной или этнической группы внешним для данной общности и её традиций целям и ценностям. Эти внедряемые цели и ценности проповедуются антироссийскими религиозными и этническими группами, формально связанными с той же религией. Например, включение в группы воинственного радикального ваххабизма происходит в ходе теологической подготовки служителей ислама в Саудовской Аравии.

Радикализм и экстремизм являются крайне ярко выраженными идентичностями, тем более связанными с активным социальным (антисоциальным) действием. В этом состоит привлекательность подобных типов идентичности, даже формируемых искусственно.

При этом для подобных воздействий обычно выбираются люди с ущербным типом поведения, переживающие относительную депривацию, лишённые некоторых преимуществ, которыми обладают другие члены общности. У них отсутствуют определённые блага, доступ к ресурсам. Они остро переживают блокировку доступа в сословия и страты более высокого уровня, невозможность вертикальной мобильности. Именно их поведение подвергается специальной обработке на основе внедрения в сознание принципов действия, противостоящих ценностям и традициям, принятых в данной общности. От них требуется максимальное исполнение внедрённых в их сознание принципов при любых обстоятельствах, вплоть до разрушения данной общности и её традиций. Экстремизм и радикализация очень часто оказываются возможны под личиной требований социальной справедливости и полного равенства любой ценой.

Эти требования оказываются особенно уместными по отношению к группам населения в депрессивных регионах, находящихся в угнетённом социально-экономическом положение. Например, в мусульманских трудоизбыточных регионах Северного Кавказа сегодня имеет место значительный уровень безработицы, особенно среди молодёжи. В ряде мусульманских татарских сёл в Чувашии и Мордве люди оказываются предоставлены самим себе. Они полностью отрезаны от деятельности учреждений культуры – кинотеатров, библиотек, дворцов культуры. Именно подобные социальные группы, находящиеся в сравнительно более тяжёлом социально-экономическом положении, становятся предметом специальной обработки, именно в их среду направляются носители и проповедники деструктивных типов идентичности.

Способами преодоления радикализма является, безусловно, подъём и улучшение социально-экономического положения данной локальной группы, данного региона, но также и противопоставление радикалам и фундаменталистам исторического опыта религиозной традиции, реализуемой в данном месте. Для этого очень важно, чтобы высшие формы религиозного обучения исламской теологии, иудаизму, буддистскому учению были локализованы в России. Несмотря на то, что ислам, иудаизм, буддизм являются мировыми религиями, очень важно сформировать российскую умму и институционализировать российский ислам, а также российский иудаизм и российскую сангху (буддизм).

Следует понимать, что очень часто радикализация является специальной формой спланированных операций по цивилизационной перевербовке и слому цивилизационной идентичности. В этом случае необходим специальный анализ образов новой навязываемой ложной идентичности, противостоящей образцам, которые культивируются в традиции данной религии.

В рамках русского мира ведётся интенсивная борьба против русского языка. Формирование русской цивилизационной общности не должно быть связано с отрезанием от России, русского языка представителей русского мира, которые живут за пределами России (например, в Прибалтике). Если представители этих групп себя связывают с русской цивилизационной идентичностью, с традицией русского слова, говорят на русском языке и защищают институты русского образования, значит, они действительно принадлежат русской цивилизационной общности. Это их самоопределение должно поддерживаться.

Наоборот, отбрасывание различных групп русского мира как пятой колонны от России подрывает основы традиции русской цивилизации и неизбежно вызывает разрывы и конфликты в семьях на территории самой России. Формирование русской цивилизационной идентичности при работе с представителями русской диаспоры в странах зарубежья должно быть связано с поддержкой образовательных инициатив этих групп на территории других государств, защитой и поддержкой русского языка как средства общения. Важна также специальная подготовка членов этих групп для занятия более престижных профессиональных ниш на территории других государств – в области международного права, международных финансов и пр. Необходима работа с представителями коренной нации для демонстрации модели русской цивилизационной идентичности и формирования осознания того, что исторический процесс может осуществляться в рамках различных моделей цивилизационного развития, что между различными цивилизациями, при всей их самобытности, существуют общие точки соприкосновения и возможность совместного действия в общих (планетарных) интересах.

Одним из важнейших направлений формирования цивилизационной идентичности является работа с населением непризнанных республик, которые осуществили цивилизационный выбор, и не захотели потерять связь с Россией. К этим непризнанным республикам, не получившим статуса государств, и не вошедшим в состав России, относятся Приднестровье, Южная Осетия, частично Абхазия, народ которой не захотел грузинской ассимиляции, Донецкая и Луганская народные республики. Жители именно этих республиках, как и жители вошедших в состав России Севастополя и Республики Крым, осуществили важнейший цивилизационный выбор под угрозой личного уничтожения. Результаты их самоопределения и формы осознания важнейшего мировоззренческого выбора должны быть доведены до всех жителей России.

Особенно продуктивной формой взаимодействия для формирования общероссийской идентичности, конечно, являются форумы и целенаправленное обсуждение различных проблем между молодёжью этих территорий и молодёжью разных регионов России.

Для жителей различных регионов России важно осознание выстраданной ценности принадлежности к российской цивилизации у молодёжи непризнанных республик и вошедшего в состав России Крыма.

Для жителей непризнанных республик важна реальная связь с Россией и поддержка со стороны жителей России, понимание, что их судьба жителям России не безразлична.

 

  1. Общие меры по формированию российской идентичности.

 

Для формирования идентичности развития как центрального направления продвижения российской цивилизации в диалоге с другими цивилизациями необходимо:

формирование сетевого канала, который должен вести вещание и разрабатывать систему флагманских передач на 3-х ведущих российских каналах и для 30 ведущих мировых каналов. Цель сетевого канала развития – сформировать для молодёжи идеологию развития как идеологическую и мировоззренческую основу продвижения России в будущее, как основу формирования нового миропорядка.

создание сетевых лабораторий развития и «кружков качества», анализирующих условиях освоения новых технологий и новых институциональных решений в разных системах практики;

формирование системы открытых лекториев по анализу новых результатов достигаемых на плацдармах и очагах практик развития в различных сферах деятельности;

создание сетевой организации из студентов, аспирантов, молодых профессионалов, работающих в разных корпорациях;

создание фонда обеспечивающего финансовую и организационную поддержку реализации комплекса мер, а также приоритетных фундаментальных практико-ориентированных исследований, обеспечивающих формирование российской идентичности;

формирование системы инновационных площадок, обеспечивающих формирование российской идентичности;

создание центра экспертно-концептуального управления программами воспитания на всех этапах становления молодого человека (в детском саду, школе, учреждениях профессионального образования, в профессиональных коллективах).

создание центра информационного сопровождения программ формирования российской идентичности.

 

 

  1. Меры по формированию российской идентичности в конкретных областях.

В каждой из рассматриваемых ниже областей система мер, как правило, организуется по четырём направлениям:

  1. Создание банка современных технологий и методик формирования российской идентичности.
  2. Создание финансово-организационного механизма, обеспечивающего реализацию данных технологий.
  3. Информационное сопровождение.
  4. Определение тем дополнительных практико-ориентированных исследований, обеспечивающих повышение эффективности формирования российской идентичности.

 

 

4.1 Формирование российской идентичности в области работы с ценностями, воспитанием и информационной политики.

 

4.1.1. Создание банка технологий:

Организация всероссийского конкурса лучших практик воспитания на основе использования современных образовательных технологий (проблемных дискуссий, игровых тренингов, сессий стратегического сценирования, молодёжных форумов межконфессионального общения и диалога цивилизаций и пр.), позволяющих осуществлять личностное самоопределение в конфликтной ситуации, специально организованных межконфессиональных, межэтнических, межцивилизационных диалогов.

Определение лучших практик воспитания, обеспечивающих формирование российской идентичность на основе усвоения молодёжью матрицы ценностей.

Разработка системы диагностики результатов воспитания для определения формируемых способностей и компетенций — самоопределения, понимания носителей иных ценностей и других гражданских позиций, умения с ними договариваться, не отказываясь от собственных принципов.

Организация конкурса программ подготовки воспитателей в педагогических вузах, обеспечивающих трансляцию ценностей и создание по его результатам банка программ подготовки воспитателей для педагогических вузов.

Организация конкурса надпредметных (метапредметных) образовательных технологий, обеспечивающих интеграцию в вузах различных гуманитарных дисциплин и курсов с целью реализации воспитательных воздействий и передачи важнейших ценностей.

Проведение конкурса среди вузов по выявлению лучших подходов по формированию проектной среды, позволяющей будущему оценивать и наращивать свою компетентность во взаимодействии с потенциальными будущими работодателями.

 

4.1.2. Создание финансово-организационного механизма.

Разработка механизма оплаты труда для воспитателей в средней школе и дополнительных стимулов, позволяющие привлечь в школу в качестве воспитателей молодых мужчин.

Разработка проекта инновационной системы внедрения лучших воспитательных практик в различных регионах России, демонстрирующих позитивный опыт работы с ценностями подростков и молодежи (работы СМИ, педагогических практик, работающих региональных пилотных проектов в сфере формирования идентичности и т.д.). Обеспечение с его помощью увеличения численности коллективов в различных регионах России, реализующих эффективные практики воспитания по формирования российской идентичности на основе освоение ценностей

Разработка профессиональных стандартов и кодекса педагога (преподавателя), предусматривающих компетентности, связанные с реализаций современных технологий воспитания, обеспечивающих освоение ценностей.

 

4.1.3. Информационное сопровождение.

Разработка проекта первого в России воспитательного канала «Российские ценности. Как поступить в конфликтной ситуации?».

Разработка проекта мониторинга сетевых сообществ и средств массовой информации, направленного на выявление целенаправленных информационных вбросов, разрушающих традиционные российские ценности.

Изучение мирового опыта и разработка проекта Российского комитета по этике средств массовой информации как механизма ценностной верификации информационных сообщений.

 

 

4.1.4. Темы дополнительных практико-ориентированных исследований

Разные варианты формирование единой ценностной матрицы, обеспечивающей формирование российской идентичности.

Возможности разработки ценностного кодекса на базе формируемой ценностной матрицы в учреждениях образования.

Система регулярных мониторингов, позволяющих выявлять реальные ценностные ориентации разных групп населения на научных основаниях.

 

 

4.2. Формирование российской идентичность в системе образования

 

4.2.1. Создание банка технологий.

Проведение конкурсов лучших практик по формированию российской идентичности в рамках образовательного процесса общеобразовательной школы и дополнительного образования.

Создание системы отбора, экспертизы, технологизации и юридического оформления образовательных технологий, позволяющих формировать российскую идентичность.

Создание банка современных образовательных технологий по формированию российской идентичности, соответствующих требованиям ФГОС, обеспечивающий открытый доступ для профессионального сообщества к передовым решениям.

Создание системы инновационных площадок, на которых проходят апробацию, экспертируются, сертифицируются и тиражируются технологии формирования российской идентичности.

 

4.2.2. Информационное сопровождение

Разработка системы информационного освещения на федеральных каналах лучших примеров деятельности педагогов в области преподавания, формирующего российскую идентичность.

Разработка сценария, осуществление съемки и трансляция по федеральным каналам сериала о профессионализме педагогов, формирующих российскую идентичность с помощью новых образовательных технологий, демонстрирующего притягательный образ молодого педагога.

Разработка системы профориентации.

 

4.2.3. Создание финансово-организационного механизма.

Создание сети федеральных экспериментальных и инновационных площадок по проблемам формирования российской идентичности.

Обеспечение финансирования научной, экспериментальной и инновационной деятельности федеральных инновационных площадок.

Разработка механизмов грантовой, организационной и образовательной поддержки разработки, распространения и внедрения новых образовательных технологий, формирующих российскую идентичность.

Создание нескольких сетевых систем – инновационная площадка — педагогический вуз — институт повышения квалификации для организации каскадной инновации технологий формирования российской идентичности во все учреждения региональной системы образования.

Разработка системы стажировок, мастер-классов, обучающих семинаров для педагогов, позволяющих познакомиться с образовательными технологиями, формирующими российскую идентичность.

Создание центра сертификации педагогического мастерства, подтверждающего освоение педагогами новых образовательных технологий.

 

4.2.4. Темы дополнительных практико-ориентированных исследований.

Теория, дидактика, диагностика и методика формирования российской идентичности в системе образования.

Программы по истории, литературе, обществознанию и др. гуманитарным предметам, позволяющим формировать российскую идентичность.

Мультимедийные учебные комплексы по проведению уроков, формирующих российскую идентичность.

Разрабатываемые образовательные программы и сценарии уроков должны отвечать следующим требованиям:

— использование проблемного подхода;

— формирование российской идентичности на основе свободного самоопределения учащихся;

— использование методов мыследеятельностной педагогики;

— проблемное изучение ключевых событий российской истории, обеспечение самоопределения к ним учащихся;

— проблемное изучение современных общественно-политических концепций и теорий, обеспечение самоопределения к ним учащихся.

 

 

4.3. Создание условий в России для самореализации молодых ученых, молодых инноваторов, молодых управленцев, молодых предпринимателей на основе включения молодежи в перспективные профессиональные практики.

 

4.3.1. Создание банка технологий.

А) Проведение конкурсов лучших практик летних школ, форумов, конференций, олимпиад, форм дополнительного образования, нацеленных на развитие научных, инженерных, конструкторских, проектных компетентностей старшеклассников, отвечающих следующим требованиям:

— обучение передовым методам деятельности в сфере науки, конструирования, проектирования;

— включение в учебную деятельность взрослых, зарекомендовавших себя профессионалов в данной области;

— работа с актуальными в настоящий момент проблемами и знаниями (передним краем науки, развития технологий, конструирования, развития промышленности);

— деятельностный подход в основе практики;

— актуальность предметных тем, для промышленного развития России;

— результатом реализации практик являются научные исследования, конструкторские проекты, проекты развития промышленности, предпринимательские технологические проекты, разрабатываемые школьниками.

Разработка и реализация системы мер по тиражированию отобранных практик.

Б) Разработка механизма внедрения практик или их элементов в государственную систему образования на основе анализа следующих оригинальных образовательных систем:

— Школа генеральных конструкторов (проект, поддержанный Агентством стратегических инициатив, представлен на выставке форума ОНФ «Качественное образование во имя страны» в октябре 2014 г.);

— проект «Нанолаб» (представлен на выставке форума ОНФ «Качественное образование во имя страны» в октябре 2014 г.);

— летние школы «Лифт в будущее» (поддержан Агентством стратегических инициатив, представлен на выставке форума ОНФ «Качественное образование во имя страны» в октябре 2014 г.);

— летние школы Фонда «Династия»;

— летние школы «Иннопрактика»;

— Ярославский форум «Месторождение талантов».

В) Создание региональной сети молодежных групп стратегического развития (МГСР).

Разработка и апробирование модели деятельности МГСР в пилотном регионе, отвечающей следующим требованиям:

— в МГСР входят молодые ученые, молодые специалисты территориальных подразделений государственных корпораций, а также других крупных промышленных компаний, молодые специалисты промышленных предприятий региона, члены молодежных правительств, парламентов, общественных организаций;

— МГСР создается на базе вуза;

— МГСР формируется за счет проектных сессий, с участием экспертов, ученых, представителей власти (не менее 4 проектных сессий в год);

— результатом деятельности МГСР являются комплексные проекты промышленного и инфраструктурного развития региона с инновационной составляющей, в реализации которых заинтересованы государственные корпорации, промышленные предприятия, органы власти;

— презентация проектов проводится на базе региональных отделений ОНФ, региональных общественных палат, торгово-промышленных палат (иных аналогичных организаций или мероприятий – инновационных форумов и т.п.);

— оценка деятельности МГСР определяется качеством предлагаемых проектов.

Тиражирование модели МГСР в регионах России.

Г) Разработка и апробирование модели сопровождения инновационных проектов молодых профессионалов от научной разработки (лабораторного образца) до внедрения в промышленность:

-провести серию проектных сессий, нацеленных на разработку и отбор инновационных проектов молодежи, опирающихся на достижения российских научных школ;

— обеспечить поддержку лучших проектов со стороны институтов развития (региональных и федеральных);

— организовать и провести переговорные площадки с представителями власти, госкорпораций, промышленных предприятий на базе региональных отделений ОНФ, региональных общественных палат, торгово-промышленных палат (иных аналогичных организаций или мероприятий) по вопросам внедрения проектов;

— провести анализ и выявить ключевые проблемы, препятствующих внедрению инновационных проектов в промышленность;

— разработать системные решения, позволяющих решить выявленные проблемы.

Отработку модели целесообразно начать с территорий Дальнего востока и затем обеспечить ее тиражирование в иные регионы России.

Д) Анализ существующего опыта и формирование сети советов молодых ученых для осуществления поддержки наиболее перспективных проектов.

Е) Разработка и проведение молодежных проектных форумов, формирующих российскую идентичность для молодых технологических предпринимателей, молодых ученых, молодых специалистов, молодых управленцев, по следующим направлениям:

— российское инженерное дело

— российская наука

— развитие постсоветского пространства

— Россия в азиатско-тихоокеанском регионе и развитие Дальнего востока;

— Россия в БРИКС: межцивилизационный диалог;

— перспективные модели переосвоения Нечерноземья

 

4.3.3. Информационная политика

Создать систему освещения в СМИ лучших проектов, исследований, разработок, осуществляемых молодежью в рамках комплекса мер по формированию российской идентичности.

 

4.3.4. Темы дополнительных практико-ориентированных исследований.

Модель стимулирования молодых профессионалов к реализации перспективных проектов в России в условиях сопротивления социальной среды.

 

4.4. Формирование российской идентичности в сфере культуры.

 

4.4.1. Создание банка предметов культурного наследия.

Формирование списков:

100 книг российских и зарубежных авторов, утверждающих гуманистические ценности, рекомендуемых для прочтения любому жителю России.

100 лучших российских фильмов, рекомендуемых для просмотра любому жителю России, утверждающих принципы и ценности русской цивилизационной идентичности.

100 музыкальных произведений российских композиторов, рекомендуемых к прослушиванию всеми жителями России;

50 мест культурного наследия в виде архитектурных памятников, музеев и природных ландшафтов, предполагающих ознакомление с ними всех жителей России для формирования российской цивилизационной идентичности. Рекомендовать эти места культурного наследия в качестве предметов образовательного туризма, экспедиционной деятельности и паломничеств.

50 наиболее провокационных российских и зарубежных фильмов, требующих личного самоопределения зрителя.

Разработка системы фестивалей мировоззренческого кино для всех регионов России.

Разработка учебных пособий и методических рекомендаций по:

формированию культуры визуальной грамотности;

использованию культурного наследия в мероприятиях образовательного туризма, экспедиционной деятельности и паломничества.

проведению фестивалей мировоззренческого кино.

Создание кинофильмов, нацеленных на формирование идентичности, конкурентоспособных продукции Голливуда

Проведение конкурса лучших сценариев фильмов и сериалов, нацеленных на формирование притягательности мастерства в различных профессиональных сферах и образов профессионалов, в частности:

— молодой технологический предприниматель;

— молодой ученый;

— молодой инженер;

— молодой конструктор;

— молодой управленец;

— молодой педагог;

— молодой мастер рабочих профессий;

— молодой аграрий;

— молодой предприниматель реализующий проект на Дальнем Востоке

— молодой предприниматель, реализующий проект в сельской местности;

— молодой государственный служащий.

Проведение конкурса лучших сценариев фильмов и сериалов, нацеленных на формирование и проявление российской идентичности, моделей поведения, отвечающим базовым ценностям российской цивилизации, в частности, раскрывающих следующие темы:

— опора на ценности  семьи и формирование большой семьи;

— духовные ценности – благородство, доброта, профессионализм, ум побеждают в любых, самых сложных проблемных ситуациях;

— преодоление войны в разных горячих точках планеты и удержание мира от катастрофы;

— важность духовного и телесного обновления человека с опорой на духовную традицию, в частности, православие, прощёние за счет духовного подвига;

– корни русской цивилизации, в частности, история Византии и гибель Рима;

— процессы и технологии формирования нового мирового порядка с  ослаблением суверенных государств, реальные ценности, идеология и закулисье «мира доллара»;

— диалог и нахождение взаимопонимания представителей разных цивилизаций, национальностей, конфессий;

— культура и самобытность наций, этносов, малых народов страны, неочевидная «цивилизованному человеку» уникальность и разумность традиционного уклада, в том числе в области взаимодействия человека с природными экосистемами и ресурсами и др.

 

 

4.4.2. Организационные механизмы.

Проведение Форума народов России, к участию в котором пригласить представителей всех народов, народностей, этнических групп, проживающих в России (по данным переписи 2010 года — представители более 190 национальностей), как автохтонных, так и переселявшихся на территорию России на протяжении всей ее истории.

Формирование системы международных молодёжных фестивалей искусств (кинематограф, театр, музыка), метакультурных симпозиумов, направленных на взаимную демонстрацию и выявления моделей цивилизационной идентичности представителями разных стран.

Формирование комплекса мер, направленных на сохранение и эффективное использование отечественного культурного наследия для формирования российской цивилизационной идентичности, первоначально, на материале объектов культурного наследия Московской области. Данный комплекс мер включает:

— проведение сессий обеспечивающих формирование экспертных советов по культуре и принципов их работы;

— проведение сессии по подготовке предложения для законодательных инициатив по устранению проб и ошибок в законодательстве о «Культурном наследии»;

— проведение сессии по совершенствованию правоприменительной практики в области культурного наследия;

— формирование Центра мониторинга состояния и совершенствования культурного наследия;

— разработку программы проектов воспитания молодежи с использованием культурного наследия в рамках системы образования.

Формирование комплексной междисциплинарной группы по определению и предъявлению населению (прежде всего молодёжи) страны культурных образцов служения отчизне, представляющих единый клуб выдающихся личностей России разных национальностей и разных конфессий.

Проведение отбора непререкаемых авторитетов в области науки, культуры, изобретательства, развития промышленности из представителей разных народов, населяющих Россию, а также Белоруссию, Украину, Казахстан, Армению, Киргизию (сформировать плеяду выдающихся личностей на примере одного-двух регионов в качестве образца для распространения на другие регионы России).

 

4.4.3. Темы дополнительных практико-ориентированных исследований.

Комплексное междисциплинарное изучение (с позиций психологов, социологов, философов, кинокритиков, культурологов) реального воздействия кинематографа на программирование поведения человека.

Выделение набора приоритетных сюжетов, формирующих российскую идентичность, которые требуют своего воплощения в литературе, театральных постановках, кинематографе (комплексная междисциплинарная группа).

Определение перспективных жанров современной общенародной воодушевляющей песни, формирующей российскую региональную и общестрановую идентичность (междисциплинарная группа из композиторов-песенников, исполнителей, музыкальных и литературных критиков).

Анализ современного художественного процесса в разных направлениях искусства и культуры: в поэзии, прозе, музыке, кинематографе, театральном творчестве для выделения значимых художественных достижений, обеспечивающих формирование российской идентичности (комплексная междисциплинарная группа).

 

4.5. Формированию российской идентичности в области безопасности.

 

4.5.1. Создание банка моделей и методических материалов.

Разработка прогностической модели предъявления русской цивилизационной идентичности различным контингентам молодёжи в различных регионах России, исключающую возможность цивилизационной перевербовки.

Разработка организационной модели (для депрессивных регионов России с высоким уровнем безработицы среди молодёжи), обеспечивающей формирование цивилизационной идентичности, включающую целевые конкурсы, проектные форумы, форумы межконфессионального межэтнического диалога «Мы – вместе за сильную Россию!», спортивные мероприятия, культурные мероприятия, направленные на недопущение радикализации молодых людей на основе использования элементов фундаменталистких религиозных и националистических идеологий, инородных для российских религиозных традиций.

Создание курсов переподготовки учителей для преподавания в русских школах Прибалтики. Обеспечение их учебниками и учебными пособиями.

Создание системы коучинга и планирования карьеры для выпускников русских школ в Прибалтике для определения стратегических профессиональных полей, которые должны быть освоены русским населением.

Разработка системы фестивалей русского языка и русской культуры в Прибалтике, а также системы экскурсий для молодёжи России: «Русский Таллин, Русская Рига, Русский Вильнюс».

Создание методики работы с представителями коренных наций для формирования позитивного отношения к русской цивилизации.

Восстановление международных программ молодёжных встреч и обменов.

Разработка методических материалов, пособий, монографий для ознакомления молодёжи с принципами действия выдающихся представителей традиционного ислама, иудаизма, буддизма, православия в различные периоды российской истории (целевой сегмент — группы молодых людей, испытывающих невостребованность в условиях социально-экономического кризиса).

 

4.5.2. Организационные механизмы.

Создание при Президенте Российской Федерации межведомственного гуманитарного Совета, целями которого являются подъём уровня общественного сознания в стране, разработка мер, предупреждающих разрушение цивилизационной идентичности у разных групп населения и цивилизационную перевербовку, выявление и реализация (имплементация) приоритетных систем ценностей, определение перспективных созидательных идеологий, в частности, идеологии интенсивного развития страны.

Разработка системы мер, направленных на защиту профессионалов, журналистов, выявляющих радикализованные националистические и религиозные группы, пропагандирующие разрушение российской цивилизационной идентичности.

Разработка проекта молодёжной «Фабрики мысли «Идеология развития» (своеобразный анти-институт Катона) в форме сетевого сообщества интеллектуальной молодёжи, заинтересованной в обсуждении целей развития страны в различных сферах общественной практики и в разработке реальной альтернативы либерально-монетаристской западной идеологии.

Создание структур высшего уровня образования по исламской теологии, иудаизму, буддистскому учению в России. Обеспечение защиты от терроризма российских религиозных деятелей.

Создание библиотеки религиозных сочинений, проповедей представителей российских религиозных традиций.

Разработка системы форумов «Русское цивилизационное дело», «Россия – точка притяжения» для интеграции молодёжи Южной Осетии, Приднестровья, Абхазии, Донецка, Луганска в единое культурное поле с молодёжью России.

Разработка системы форумов «Евразийское цивилизационное дело» для молодёжи союзных государств России, Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии с целью формирования общего набора проблем социо-культурного и экономического развития наших стран и определения путей их совместного решения, формирования общего культурно-коммуникативного поля участников.

Разработка контента и информационных систем, позволяющих выявлять содержание сайтов и сетевых сообществ, пропагандирующих радикализацию протестных выступлений и терроризм.

 

4.5.3. Темы дополнительных практико-ориентированных исследований.

Типологические модели российской региональной идентичности в различных регионах России и условия их интеграции на основе цивилизационной российской идентичности.

Влияние снижения уровня культуры и качества образования на радикализацию молодёжи по национальному и религиозному принципам.

 

Оставить отзыв