Интернациональное патриотическое воспитание «Союз народов»

Интернациональное патриотическое воспитание «Союз народов»

На нашем сайте добавлена новая практика Интернациональное патриотическое воспитание «Союз народов».

Вы можете ознакомиться с практикой, после чего — поддержать её, введя свои имя, фамилию и адрес электронной почты, а также нажать на кнопку «Поддержать Практику»:

Интернациональное патриотическое воспитание «Союз народов»

Создатель практики:

Афанасьев Юрий Витальевич, сотрудник Международного молодёжного центра ФА «Росмолодёжь».

Категория детей и подростков, с которыми ведётся работа:

«Дети улиц» - подростки и молодёжь до 18-19 лет разных национальностей (мальчики и юноши). Основной сферой их социализации является улично-дворовая жизнь. Это т.н. неблагополучные подростки, по разным причинам «выпавшие» из каналов официальной социализации и принадлежащие к группе риска попадания в криминал, алкоголизм, наркоманию, национализм. Однако эти подростки ещё не перешли границы и не сделали серьёзного жизненного выбора в пользу противоправного существования.

Практика работает помимо русских подростков и молодёжи с молодёжью других национальностей как проживающими в Москве, так и в регионах России - ингушами, дагестанцами, южными осетинами, абхазами и др.

Решаемая проблема:

Эта работа направлена на решение проблемы, возникшей в результате разрушения советского уклада жизни населения, и как следствие, деградации основных опор социального уклада, которые необходимы для нормального взросления ребёнка. В настоящее время, нового надёжного социального уклада для всего народа, живущего на территории России, не построено. Происходит стратификация общества, сужение и ослабление зоны социальной ответственности государства. Деградация социальной среды. Не сформирована идеология, дающая ответ на то, что представляем мы жители России все вместе, куда мы идём, в чём цели нашего общества, к чему нужно стремиться молодёжи, что обрести достойный уровень жизни, создать свою семью.

Такой клубок проблем порождает безнадзорность и беспризорность среди большого количества детей и подростков, их сползание в зону криминала и «уличной» жизни. К этой категории последствий разрушения устойчивого социального уклада жизни в стране близко примыкает подростковый национализм.

Цели и задачи практики:

Создать механизм полноценной социализации для подростков, находящихся в зоне риска. Создать подростковое сообщество, в котором они растут и взрослеют в области, где не срабатывают обычные каналы социализации. Автор считает, что для этого надо не вытягивать детей с улицы, а взять «улицу» под своё управление, перенаправив её жизнь так, чтобы она формировала людей, любящих свою страну и понимающих как в ней жить по-человечески, не смотря на всё то, чего им не хватало в детстве.

Построить добрососедское взаимодействие между мальчиками-подростками и юношами разных национальностей и вероисповеданий, живущих на одной территории.

Воспитать из неблагополучных детей патриотов, желающих жить в России и работать в ней, в том числе, и для её процветания.

Организационная схема практики:

Важная особенность данной практики это то, что она является формально не институционализированной сетью педагогов-воспитателей. Сеть представлена во множестве городов и населённых пунктов России, в т.ч. областей, где компактно проживает не русское население.

В то же время, можно выделить наиболее часто встречающийся структурный элемент данной практики - это клубы военно-патриотического и спортивно-патриотического воспитания. У каждого такого клуба есть свой инициатор-руководитель.

Важным методическим элементом практики является проведение военно-спортивных или гражданско-спортивных лагерей или отдельных кратковременных мероприятий той же направленности.

Ключевые элементы и основные процедуры практики:

Для данной практики формирования идентичности имеют значения, прежде всего, не сами мероприятия и организации, а тот тип деятельности и общения, в который включаются подростки вместе со взрослыми организаторами, когда в них попадают. Эта деятельность строится на основе ряда принципов.

Во-первых, деятельность, в которую включается подросток, должна являться осмысленным для него трудом. Этот труд должен быть ценностно заряжен. Автор исходит из того, что «патриотизм - это любовь к Родине, выраженная в деятельности на благо Родины». Если речь идёт о гражданско-патриотической работе, то таким трудом может выступать уход за памятниками и могилами, археологические раскопки, помощь инвалидам, престарелым, детским домам, волонтёрская деятельность разного рода. Если речь идёт о военно-патриотической работе, то это военно-спортивная подготовка и командные спортивные соревнования.

Важнейшее значение придаётся формированию межнациональных отношений между подростками, основанных на понимании единства Родины при различии народностей и вероисповеданий, к которым они принадлежат. Это понимание базируется, прежде всего, на опыте специально организованной совместной работы, в которой люди добиваются общего результата, помогают друг другу, подставляют друг другу плечо. В результате у них вырабатывается отношение друг к другу не как к врагам или чужим, а как к тем, на кого можно рассчитывать, если надо что-то сделать, т.е. к друзьям.

По такому принципу автор организовывал в Москве совместную работу групп ингушских и русских парней 17-19 лет по уборке парка, возил на совместные раскопки группы дагестанских и русских подростков.

Поверх совместной работы, в добавление к ней организуется общение разнонациональных групп молодёжи, которое позволяет им понять, как они смотрят на жизнь и на ситуацию, будучи, значительно более открытыми друг для друга, чем обычно. В этом общении свою роль играет и организация взаимного представления танцев, песен, костюмов, еды и других традиционных элементов национального уклада.

Автор считает, что группам, занимающимся воспитанием подростков и молодёжи, нужно как можно больше дел делать вместе с другими национальными группами, обеспечивать как можно больше общения между молодёжными организациями разных национальностей.

Аналоги

В качестве аналогов для сравнения можно рассматривать клубы патриотического или военно-патриотического воспитания.

Автор считает, что основное отличие его практики от типичной работы таких клубов заключается в размыкании себя в общество, в том числе по отношению к общинам других национальностей, к улице. Создание замкнутого сообщества внутри клуба, члены которого гордятся своими взглядами и не стремятся стать братьями для других, автор считает зачастую возникающим перекосом в направленности работы военно-патриотических клубов. У подростков должно формироваться не закрытое, а открытое мировоззрение.

Критерии оценки результативности:

Автор считает, что основным результатом прохождения подростков через данную практику является расширение их практического мировоззрения. Другим существенным показателем эффективности работы, автор считает инициативное самостоятельное создание его воспитанниками клубов по работе с подростками группы риска.

Период работы на основании данного подхода в московском центре «Дети улиц» в 2010-2013 гг. позволил зафиксировать, что за 2013 г., из всех подростков, с которыми велась работав центре, по данным КДН, было снято с сопровождения по исправлению 30% состоявших на учёте.

Других форм объективированной оценки эффективности результатов практики не применяется.

[signature]

Поделитесь с друзьями:

   

Создатель практики:

Афанасьев Юрий Витальевич, сотрудник Международного молодёжного центра ФА «Росмолодёжь».

Категория детей и подростков, с которыми ведётся работа:

«Дети улиц» — подростки и молодёжь до 18-19 лет разных национальностей (мальчики и юноши). Основной сферой их социализации является улично-дворовая жизнь. Это т.н. неблагополучные подростки, по разным причинам «выпавшие» из каналов официальной социализации и принадлежащие к группе риска попадания в криминал, алкоголизм, наркоманию, национализм. Однако эти подростки ещё не перешли границы и не сделали серьёзного жизненного выбора в пользу противоправного существования.

Практика работает помимо русских подростков и молодёжи с молодёжью других национальностей как проживающими в Москве, так и в регионах России — ингушами, дагестанцами, южными осетинами, абхазами и др.

Решаемая проблема:

Эта работа направлена на решение проблемы, возникшей   в результате разрушения советского уклада жизни населения, и как следствие, деградации основных опор социального уклада, которые необходимы для нормального взросления ребёнка. В настоящее время, нового надёжного социального уклада для всего народа, живущего на территории России, не построено. Происходит стратификация общества, сужение и ослабление зоны социальной ответственности государства. Деградация социальной среды. Не сформирована идеология, дающая ответ на то, что представляем мы жители России все вместе, куда мы идём, в чём цели нашего общества, к чему нужно стремиться молодёжи, чтобы обрести достойный уровень жизни, создать свою семью.

Такой клубок проблем порождает безнадзорность и беспризорность среди большого количества детей и подростков, их сползание в зону криминала и «уличной» жизни. К этой категории последствий разрушения устойчивого социального уклада жизни в стране близко примыкает подростковый национализм.

Цели и задачи практики:

Создать механизм полноценной социализации для подростков, находящихся в зоне риска. Создать подростковое сообщество (в котором ребята растут и взрослеют) в той области, где не срабатывают обычные каналы социализации. Автор считает, что для этого надо не вытягивать детей с улицы, а взять «улицу» под своё управление, перенаправив её жизнь так, чтобы она формировала людей, любящих свою страну и понимающих как в ней жить по-человечески, не смотря на всё то, чего им не хватало в детстве.

Построить добрососедское взаимодействие между мальчиками-подростками и юношами разных национальностей и вероисповеданий, живущих на одной территории.

Воспитать из неблагополучных детей патриотов, желающих жить в России и работать в ней, в том числе, и для её процветания.

Организационная схема практики:

Важная особенность данной практики это то, что она является формально не институционализированной сетью педагогов-воспитателей. Сеть представлена во множестве городов и населённых пунктов России, в т.ч. областей, где компактно проживает не русское население.

В то же время, можно выделить наиболее часто встречающийся структурный элемент данной практики — это клубы военно-патриотического и спортивно-патриотического воспитания. У каждого такого клуба есть свой инициатор-руководитель.

Важным методическим элементом практики является проведение военно-спортивных или гражданско-спортивных лагерей или отдельных кратковременных мероприятий такой направленности.

  • Ключевые элементы и основные процедуры практики

Для данной практики формирования идентичности имеют значение, прежде всего, не сами мероприятия и организации, а тот тип деятельности и общения, в который включаются находящиеся в них подростки вместе со взрослыми организаторами. Эта деятельность строится на основе ряда принципов.

Во-первых, деятельность, в которую включается подросток, должна являться осмысленным для него трудом. Этот труд должен быть ценностно заряжен. Автор исходит из того, что «патриотизм — это любовь к Родине, выраженная в деятельности на благо Родины». Если речь идёт о гражданско-патриотической работе, то таким трудом может выступать уход за памятниками и могилами, археологические раскопки, помощь инвалидам, престарелым, детским домам, волонтёрская деятельность разного рода. Если речь идёт о военно-патриотической работе, то это военно-спортивная подготовка и командные спортивные соревнования.

Важнейшее значение придаётся формированию межнациональных отношений между подростками, основанных на понимании единства Родины при различии народностей и вероисповеданий, к которым они принадлежат. Это понимание базируется, прежде всего, на опыте специально организованной совместной работы, в которой люди добиваются общего результата, помогают друг другу, подставляют друг другу плечо. В результате у них вырабатывается отношение друг к другу не как к врагам или чужим, а как к тем, на кого можно рассчитывать, если надо что-то сделать, т.е. к друзьям.

По такому принципу автор организовывал в Москве совместную работу групп ингушских и русских парней 17-19 лет по уборке парка, возил на совместные раскопки группы дагестанских и русских подростков.

Поверх совместной работы, в добавление к ней организуется общение разнонациональных групп молодёжи, которое позволяет им понять, как они смотрят на жизнь и на ситуацию, будучи, значительно более открытыми друг для друга, чем обычно. В этом общении свою роль играет и организация взаимного представления танцев, песен, костюмов, еды и других традиционных элементов национального уклада.

Автор считает, что группам, занимающимся воспитанием подростков и молодёжи, нужно как можно больше дел делать вместе с другими национальными группами, обеспечивать как можно больше общения между молодёжными организациями разных национальностей.

Аналоги

В качестве аналогов для сравнения можно рассматривать клубы патриотического или военно-патриотического воспитания.

Автор считает, что основное отличие его практики от типичной работы таких клубов заключается в размыкании себя в общество, в том числе по отношению к общинам других национальностей, к улице. Создание замкнутого сообщества внутри клуба, члены которого гордятся своими взглядами и не стремятся стать братьями для других, автор считает зачастую возникающим перекосом в направленности работы военно-патриотических клубов. У подростков должно формироваться не закрытое, а открытое мировоззрение.

Критерии оценки результативности:

Автор считает, что основным результатом прохождения подростков через данную практику является расширение их практического мировоззрения. Другим существенным показателем эффективности работы, автор считает инициативное самостоятельное создание его воспитанниками клубов по работе с подростками группы риска.

Период работы на основании данного подхода в московском центре «Дети улиц» в 2010-2013 гг. позволил зафиксировать, что за 2013 г., из всех подростков, с которыми велась работав центре, по данным КДН,   было снято с сопровождения по исправлению 30% состоявших на учёте.

Других форм объективированной оценки эффективности результатов практики не применяется.

Почему «Интернациональное патриотическое воспитание «Союз народов»» является практикой формирования идентичности:

Описанная работа связана с формированием у подростков патриотического сознания\ и понимания Родины. В ней очень точно и тонко проводится граница между национализмом и патриотизмом. Эта граница связана с передачей понимания того, что любовь к Родине — это не гордыня принадлежности к определённой национальности или государству, которая отрезает человека от остального мира, а конкретный труд ради процветания Родины. Роль ценностно осмысленного труда играет большую роль в формировании ценности патриотизма, как её понимает автор.

Такое понимание любви к Родине позволяет решать вопросы межнациональных отношений в молодёжной среде. Данная практика позволяет подростку пережить и понять в ситуации конкретной работы, что то кто друг, а кто враг определяется, прежде всего, тем с кем вместе ты можешь трудиться, создавая что-то для всех, а кто не будет с тобой работать и будет разрушать твой труд. Свой, это тот, кто подставит плечо в работе, а чужой — тот кто этого не сделает, а не человек другой национальности.

Таким образом, описываемая практика формирует осознание Родины и ценность патриотизма, не на национальной, а на интернациональной основе, что позволяет полноценно жить межнациональной среде. Возникающее у подростков патриотическое самосознание состоит в том, что Родина у нас одна, у всех парней разных национальностей, живущих на этой территории, и она нуждается в нашей работе и нашей защите.

Нельзя не отметить, что в условиях утраты объединяющей государственной идеологии данная практика берёт на себя большую часть груза по формированию гражданско-патриотического сознания подростков и молодёжи группы риска.

Оставить отзыв