Идентичность самоуправления

Идентичность самоуправления

На нашем сайте добавлена новая практика «Идентичность самоуправления».

Вы можете ознакомиться с практикой, после чего — поддержать её, введя свои имя, фамилию и адрес электронной почты, а также нажать на кнопку «Поддержать Практику»:

Идентичность самоуправления

Создатель практики:

Афанасьев Юрий Витальевич, сотрудник Международного молодёжного центра ФА «Росмолодёжь».

Категория детей и подростков, с которыми ведётся работа:

«Дети улиц» - подростки и молодёжь до 18-19 лет разных национальностей (мальчики и юноши). Основной сферой их социализации является улично-дворовая жизнь. Это т.н. неблагополучные подростки, по разным причинам «выпавшие» из каналов официальной социализации и принадлежащие к группе риска попадания в криминал, алкоголизм, наркоманию, национализм. Однако эти подростки ещё не перешли границы и не сделали серьёзного жизненного выбора в пользу противоправного существования.

Практика работает помимо русских подростков и молодёжи с молодёжью других национальностей как проживающими в Москве, так и в регионах России - ингушами, дагестанцами, южными осетинами, абхазами и др.

Решаемая проблема:

Эта работа направлена на решение проблемы, возникшей в результате разрушения советского уклада жизни населения, и как следствие, деградации основных опор социального уклада, которые необходимы для нормального взросления ребёнка. В настоящее время, нового надёжного социального уклада для всего народа, живущего на территории России, не построено. Происходит стратификация общества, сужение и ослабление зоны социальной ответственности государства. Деградация социальной среды. Не сформирована идеология, дающая ответ на то, что представляем мы жители России все вместе, куда мы идём, в чём цели нашего общества, к чему нужно стремиться молодёжи, что обрести достойный уровень жизни, создать свою семью.

Такой клубок проблем порождает безнадзорность и беспризорность среди большого количества детей и подростков, их сползание в зону криминала и «уличной» жизни. К этой категории последствий разрушения устойчивого социального уклада жизни в стране близко примыкает подростковый национализм.

Цели и задачи практики:

Создать механизм полноценной социализации для подростков, находящихся в зоне риска. Создать подростковое сообщество, в котором они растут и взрослеют в области, где не срабатывают обычные каналы социализации. Автор считает, что для этого надо не вытягивать детей с улицы, а взять «улицу» под своё управление, перенаправив её жизнь так, чтобы она формировала людей, любящих свою страну и понимающих как в ней жить по-человечески, не смотря на всё то, чего им не хватало в детстве.

Построить добрососедское взаимодействие между мальчиками-подростками и юношами разных национальностей и вероисповеданий, живущих на одной территории.

Воспитать из неблагополучных детей патриотов, желающих жить в России и работать в ней, в том числе, и для её процветания.

Организационная схема практики:

Важная особенность данной практики это то, что она является формально не институционализированной сетью педагогов-воспитателей. Сеть представлена во множестве городов и населённых пунктов России, в т.ч. областей, где компактно проживает не русское население.

В то же время, можно выделить наиболее часто встречающийся структурный элемент данной практики - это клубы военно-патриотического и спортивно-патриотического воспитания. У каждого такого клуба есть свой инициатор-руководитель.

Важным методическим элементом практики является проведение военно-спортивных или гражданско-спортивных лагерей или отдельных кратковременных мероприятий той же направленности.

Ключевые элементы и основные процедуры практики:

Для данной практики формирования идентичности имеют значения, прежде всего, не сами мероприятия и организации, а тот тип деятельности и общения, в который включаются подростки вместе со взрослыми организаторами, когда в них попадают. Эта деятельность строится на основе ряда принципов.

Во-первых, деятельность, в которую включается подросток, должна являться осмысленным для него трудом. Этот труд должен быть ценностно заряжен. Автор исходит из того, что «патриотизм - это любовь к Родине, выраженная в деятельности на благо Родины». Если речь идёт о гражданско-патриотической работе, то таким трудом может выступать уход за памятниками и могилами, археологические раскопки, помощь инвалидам, престарелым, детским домам, волонтёрская деятельность разного рода. Если речь идёт о военно-патриотической работе, то это военно-спортивная подготовка и командные спортивные соревнования.

Важнейшее значение придаётся формированию межнациональных отношений между подростками, основанных на понимании единства Родины при различии народностей и вероисповеданий, к которым они принадлежат. Это понимание базируется, прежде всего, на опыте специально организованной совместной работы, в которой люди добиваются общего результата, помогают друг другу, подставляют друг другу плечо. В результате у них вырабатывается отношение друг к другу не как к врагам или чужим, а как к тем, на кого можно рассчитывать, если надо что-то сделать, т.е. к друзьям.

По такому принципу автор организовывал в Москве совместную работу групп ингушских и русских парней 17-19 лет по уборке парка, возил на совместные раскопки группы дагестанских и русских подростков.

Поверх совместной работы, в добавление к ней организуется общение разнонациональных групп молодёжи, которое позволяет им понять, как они смотрят на жизнь и на ситуацию, будучи, значительно более открытыми друг для друга, чем обычно. В этом общении свою роль играет и организация взаимного представления танцев, песен, костюмов, еды и других традиционных элементов национального уклада.

Автор считает, что группам, занимающимся воспитанием подростков и молодёжи, нужно как можно больше дел делать вместе с другими национальными группами, обеспечивать как можно больше общения между молодёжными организациями разных национальностей.

Аналоги

В качестве аналогов для сравнения можно рассматривать клубы патриотического или военно-патриотического воспитания.

Автор считает, что основное отличие его практики от типичной работы таких клубов заключается в размыкании себя в общество, в том числе по отношению к общинам других национальностей, к улице. Создание замкнутого сообщества внутри клуба, члены которого гордятся своими взглядами и не стремятся стать братьями для других, автор считает зачастую возникающим перекосом в направленности работы военно-патриотических клубов. У подростков должно формироваться не закрытое, а открытое мировоззрение.

Критерии оценки результативности:

Автор считает, что основным результатом прохождения подростков через данную практику является расширение их практического мировоззрения. Другим существенным показателем эффективности работы, автор считает инициативное самостоятельное создание его воспитанниками клубов по работе с подростками группы риска.

Период работы на основании данного подхода в московском центре «Дети улиц» в 2010-2013 гг. позволил зафиксировать, что за 2013 г., из всех подростков, с которыми велась работав центре, по данным КДН, было снято с сопровождения по исправлению 30% состоявших на учёте.

Других форм объективированной оценки эффективности результатов практики не применяется.

[signature]

Поделитесь с друзьями:

   

Авторы: Ю.С.Зайцев, В.М.Ощенков, Е.Н.Харламов

Решаемая проблема:

Какое самосознание должно формироваться у русских, родившихся на постсоветском пространстве после распада СССР в недружественных к ней государствах, например в Латвии?

На формирование идентичности русского подростка, живущего в Латвии, влияет множество противонаправленных факторов. Во-первых, естественное осознание себя русским, потому что твои родители русские, твой родной язык русский и много поколений твоей семьи считали себя русскими. Это может быть усилено ещё и протестной идентичностью, возникающей в связи с тем, что тебе предлагают считать себя оккупантом, как следствие, «не гражданином», либо, изменив фамилию, начать считать себя латышом. Если, к тому же, твои предки жили на этой территории испокон веков, оставаясь русскими, то такая постановка вопроса является не только не справедливой, но и абсурдной. У подростка с обострённым в этом возрасте чувством собственного достоинства и независимости всё это не может не вызывать внутреннего протеста и желания сделать наоборот.

С другой стороны, нормальный человек любит и ценит страну и то конкретное место, где он родился и живёт. Добавим к этому, что быть русским в этом государстве не выгодно, а латышом выгодно. И это тоже не может не оказывать своего воздействия на то, кем человек будет себя считать.

Очевидно, что формирование российской идентичности в условиях, когда государство этому противодействует, протекает совершенно иначе и поэтому требует совершенно другой практики формирования, чем складывание идентичности русского подростка в России при поддержке государства.

Латвия как государство в настоящее время настроена к России враждебно, Россия отвечает на это не так активно, но тоже недружелюбно. Как в этих условиях у русского человека в Латвии может складываться российская идентичность как нечто позитивное? Но она возникает, и в этом чудо. Как говорит автор данной практики: «Россия — это Отечество, Латвия — это Родина». Как может существовать и формироваться такая идентичность, является загадкой и проблемой. Но именно в такой идентичности залог мирной, счастливой и продуктивной жизни русских в Латвии.

Цели и задачи:

Цели и задачи практики, в рамках складывания идентичности молодёжи и подростков направлены на формирование русского человека, осознающего себя таковым, любящего своё Отечество и страну, где он живёт. Этот человек должен уметь эффективно действовать в социальной среде, где он формируется, понимать, как устроена политическая система, в которой он находится, и быть способным проводить свои интересы за счёт участия в политической активности.

Однако цели той работы, которую осуществляют авторы со своими соратниками, выходит далеко за пределы педагогической или воспитательной работы с подростками. Прежде всего, они сами сформировали у себя тот тип идентичности, который описан выше, а также сумели выстроить путь активного социального и политического действия, соответствующий их идентичности и человеческому достоинству. Поэтому они создали образец и проторили путь для полноценной жизни русских и русскоязычных людей в Латвии.

Категория детей и подростков, с которыми ведётся работа

Это старшеклассники, любые подростки города, самостоятельно пришедшие в Даугавпилское отделение Русской общины Латвии. Это русские подростки, либо подростки из смешанных русско-латышских семей.

Организационная схема работы. Ключевые элементы.

Из чего складывается работа? Возьмём для примера, Ю.С.Зайцева. «Верхушка» этой работы — это его деятельность по избранию депутатом на муниципальных выборах в Даугавпилсе, а затем работа депутатом в родном городе. Если первое представляет собой политическую деятельность, то второе является управленческой и социальной работой. Специфика практики Ю.С. Зайцева определяется именно тем, что политическая деятельность не отделена у него от заботы о сохранении и развитии социальной сферы жизни для всего населения Даугавпилса. Задачи его депутатской деятельности не ограничиваются защитой интересов русскоязычного населения Даугавпилса — защитой русского языка, преподавания в русских школах на родном языке. Не ограничиваются они и интернациональными задачами, сохранения правдивой памяти о Великой Отечественной войне и Победе в ней, заботой о реконструкции военных захоронений в окрестностях города. Хотя всё это уже очень сложная и достойная политическая деятельность, но основу работы Ю.С.Зайцева всё же составляет реализация социально-экономических интересов всего населения Даугавпилса. Именно на этом фоне он занимается защитой интересов русскоязычного населения.

Двумя наиболее яркими результатами депутатской деятельности Ю.С.Зайцева является возвращение городу Вечного огня Победы, а также то что он совместно с другими депутатами сумел отстоять от приватизации городские теплосети, сохранив их в собственности города. Городской тариф на тепло в Даугавпилсе является одним из самых низких в Латвии.

С точки зрения Юрия Сергеевича, причина того, что он сумел решить столь серьёзные практические задачи, состоит в том, что он умеет как договариваться с самыми разными категориями людей в структурах власти и управления, что позволяет приобретать необходимых союзников в достижении целей, так и выводить народ «на улицу» на протестные мероприятия. Автор считает, что все самые острые общественно-политические вопросы надо решать без крови, и умеет это делать.

Таким образом, реализация российской идентичности в сложных условиях жизни в другом государстве выглядит как политическая и социальная дееспособность. Именно этому Ю.С.Зайцев учит подростков и молодёжь, вовлекая их в свою деятельность. Работа с молодёжью состоит, прежде всего, в привлечении их к участию в городском самоуправлении.

Вовлечение молодёжи в работу городского самоуправления, помимо задачи формирования идентичности, направлено на решение задачи сохранения человеческого потенциала города. Авторы пытаются сохранить для города тех подростков, которые любят город и поэтому готовы остаться в нём, не смотря на то, что уровень жизни в Европе более высокий. Но помимо любви к городу, необходимо уметь в нём жить. Именно этому и учит участие в самоуправлении.

Основные процедуры

Работа строится как организация подростковой команды. Руководство и ведение такой команды включает в себя ряд активностей, направленных на обеспечение самоопределения подростков, формирование их мировоззрения и формирование их социальных компетентностей.

С подростками разговаривают о возможностях их дальнейшего обучения, социализации и работы, помогая им сориентироваться и построить рациональную жизненную стратегию. Обсуждается приоритет продолжения взрослой жизни в родном городе.

Следует отметить, что отток молодёжи из Даугавпилса в настоящее время составляет 70-80% (4 из 6 выпускников школы планируют уехать города по её окончании), а запущенная в 2015 г. государственная программа реэмиграции молодёжи Латвии оказалась неэффективной. Деятельность, которая ведётся под руководством В.М.Ощенкова, направлена на перелом этой тенденции.

Другое направление деятельности обеспечивает подросткам и молодёжи возможность ориентироваться в хозяйственно-экономической жизни города и страны, например, в том как формируются городские тарифы на отопление, какие нормативные акты регулируют тот или иной аспект городской жизни, каким образом нужно взаимодействовать с чиновным аппаратом, чтобы реализовать определённую инициативу. Здесь большая роль принадлежит Ю.С.Зайцеву, который передаёт молодёжи свой опыт депутатской деятельности. Однако, с этой же целью проводятся встречи с другими людьми, обладающими важным профессиональным опытом в управленческой деятельности.

Важную роль в формировании умения жить в своём городе играет организация выдвижения детьми простых инициатив по улучшению городской среды — постановка скамеек, расчистка парков, прокладка дорожек. Для того чтобы реализовать эти инициативы подросток должен вступать в отношения с официальными структурами городского управления, опираясь на поддержку своей группы и её руководителей. Таким образом, он практически осваивает форму работы с ними, необходимую для того, чтобы чувствовать себя дееспособным в городском сообществе.

Вовлечение ребят в волонтёрские и другие мероприятия, направленные на формирование подростковой команды осуществляется через Facebook и другие социальные сети.

Расширение кругозора подростков и их ориентации в жизни ведётся также за счёт походов и экскурсионных поездок с детьми в другие страны. Только за последнее время ребята ездили на экскурсии в Страсбург и Санкт-Петербург. Поездки в Россию играют очень важную роль, позволяя детям непосредственно соприкоснуться со страной, откуда вышли их предки, почувствовать её. Это лучше всего «смывает» результаты недоброкачественной антироссийской пропаганды, являющейся постоянным элементом латышской информационной среды, в которой растут дети.

Такие поездки выступают элементом неформального образования и, в то же время, они играют большую роль в формировании детско-взрослой общности, в которой определяется жизненный выбор подростков.

Основой работы, направленной на формирование мировоззрения молодёжи является складывание отношения к Победе СССР в Великой Отечественной войне. Эта работа ведётся, прежде всего, на основе включения подростков в волонтёрскую деятельность по организации мероприятий празднования 9 Мая, включая физическую работу по ремонту объектов и организационную работу. Отношение ребят к этой деятельности отражено в прилагаемом видеоролике.

Позиционная схема практики

Работа ведётся группой из трёх человек, которая решает, прежде всего, социально-политические задачи в рамках Русской общины Латвии. Один из этих людей специализируется на работе с подростками и молодёжью, широко привлекая к ней и остальных.

Профессиональные педагоги в эту работу, как правило, не вовлечены. В то же время, обязательными участниками этой практики являются   партнёры, представляющие различные сферы жизни на профессиональном, социальном или духовном уровне. Одним из таких партнёров является местный православный священник. Смысл его участия в работе с подростками, с точки зрения авторов практики, состоит в расширении мировоззрения молодёжи. Другим типом партнёров являются депутаты местного собрания, ветеранская организация, предприниматели.

Критерии оценки результативности деятельности

Объективированных критериев оценки не применяется.

Зона развития

Ю.Зайцев считает, что кардинальным решением проблемы занятости для молодёжи, сознательно желающей остаться жить и работать в городе, в соответствии со своей идентичностью, является реализация крупного проекта, например строительство ГЭС. Реализация такого проекта являлась бы, с одной стороны, эффективным социально-экономическим решением для Даугавпилса, повысив надёжность энергообеспечения, понизив тарифы на электроэнергию, создав большое количество квалифицированных рабочих мест для населения. С другой стороны, она позволила бы оздоровить условия формирования идентичности у молодёжи и подростков, понимающих, что их жизнь в Даугавпилсе имеет перспективу вне криминала и межнациональных столкновений. Такой проект позволил бы им понять, что не обязательно уезжать в Западную Европу для того, чтобы вести достойную жизнь.

Почему «Идентичность самоуправления» является практикой формирования идентичности:

Данная практика решает очень сложную задачу формирования полноценного самосознания русского человека в условиях взросления в государствах постсоветского пространства, проводящего в данный момент враждебную политику по отношению к России. На первый взгляд, такое самосознание может строиться только либо как конфронтационное, либо как самосознание людей с комплексом национальной вины, испытывающих стыд за свою страну. Однако авторы данной практики сумели найти формулу идентичности, позволяющую русскому человеку в Латвии не скатиться ни к тому, ни к другому. Они не стали врагами Латвии и не приняли навязываемой им роли оккупантов. Это формула: Россия — Отечество, Латвия — Родина.

Подросток, который осознаёт себя таким образом, чувствует себя вполне русским и в то же время чувствует себя в Латвии дома вместе с латышами.

Деятельностная основа формирования такой идентичности заключается в том, что подростков учат понимать, как устроена общественная жизнь и структуры управления, как можно эффективно жить и работать в стране, где ты живёшь. Это ведёт к формированию дееспособности, давая возможность полноценно жить в обществе, не прибегая к средствам резкой конфронтации с властью.

В то же время, контроль над историческим образованием, позволяет детям адекватно оценивать события российской и латвийской истории., где центральным событием формирования российского самосознания сегодня является Победа в Великой Отечественной войне.

Данный тип идентичности является проектным. Он связан с разворачиванием позиции гражданина в позицию политика, стремящегося к развитию своей Родины. Это находит своё отражение в заботе о хозяйственно-экономических проектах развития территории и ослаблении процессов миграции молодёжи.

Оставить отзыв