Экспедиции Московской международной киношколы

Экспедиции Московской международной киношколы

На нашем сайте добавлена новая практика «Экспедиции Московской международной киношколы».

Вы можете ознакомиться с практикой, после чего — поддержать её, введя свои имя, фамилию и адрес электронной почты, а также нажать на кнопку «Поддержать Практику»:

Экспедиции Московской международной киношколы

Авторы:

Керзина О.А., Степанова А.И., Липман О.Г., Михайлин Ю.А., Головняк В.В.

Решаемая проблема:

За счёт чего сегодняшний подросток, живущий в мегаполисе, становится частицей Российского народа? За счёт чего он начинает понимать русскую историю и чувствовать себя принадлежащим к ней? Хотя эти вопросы звучат почти запредельно, но без практического ответа на них российское общество обречено на распад и превращение в совокупность потребляющих индивидов.

Вряд ли эти задачи в состоянии решить сегодня преподавание истории в школе, готовящее к ЕГЭ. Даже когда оно обеспечивает хорошие знания, эти знания почти никогда не воспринимаются как относящиеся к самому подростку - это всегда знания про что-то внешнее - какое-то кино. Уже не говоря о том, что истории учат и учатся сейчас, в массе своей, очень плохо и набор баек про то, чего не знают из истории и географии сегодняшние школьники, выглядит пугающим. Самое главное, что подростки не понимают, зачем вообще про это знать, и какое отношение это имеет к их сегодняшней жизни.

Сомнительно, что эти вопросы могут решиться сами собой, на основе воспитания детей внутри семейного уклада. Семья в России сейчас переживает очевидный кризис и в массовых масштабах плохо справляется с трансляцией детям ценностей российской культуры.

Тем не менее, сознательно занимаясь образованием, необходимо находить какую-то дорожку, проходя по которой, дети попадают в Российскую историю и становятся русскими людьми, живущими в открытом мире. Этой работой и занимаются наши авторы.

Категория детей и подростков, с которыми ведётся работа

В экспедициях Киношколы работают подростки, которые в ней учатся. Туда берут детей начиная с окончания 7 класса. Участие в экспедициях, которые проводятся, как правило, в каникулярное время является добровольным. Для каждого ребёнка, который будет в них участвовать, подбирается та экспедиция и та рабочая функция в экспедиции, которая соответствует задачам его развития и связанным с ними педагогическим задачам.

Поскольку, практически, любой ребёнок, который учится в школе, может участвовать в экспедиции, необходимо сказать несколько слов об особенностях контингента учащихся Московской международной киношколы, как она сама их понимает.

Это дети из разных социальных слоёв - и из необеспеченных и из хорошо обеспеченных. Но, почти всегда, попадание в киношколу связано с тем, что подростки хотят как-то изменить свою жизнь. Причины этих желаний могут быть разными. Если это дети из нижних социальных слоёв, то они обычно хотят куда-то вырваться из своей среды, если из обеспеченных семей, то им обычно скучно и надоело жить в том, в чём они живут. Дети пытаются что-то искать для себя. Это основная масса, конечно, есть и другие.

Цели и задачи практики

При подготовке экспедиции, педагоги, которые ею руководят, ставят цели относительно участия каждого ребёнка, исходя из задач его личностного и профессионального развития. Ставятся также педагогические цели на всю группу в целом. Кроме этого, определяются цели и задачи экспедиции как таковой, которые не сводятся лишь к педагогическим, но являются и культурно-профессиональными и даже духовными. В то же время, общие педагогические цели являются приоритетными, ради достижения которых ставятся все остальные цели и задачи.

Авторы практики считают, что основная задача, которая стоит перед ними - это обеспечить процесс формирования человека. Сердцевиной его является формирование ценностей. Чтобы у человека появились ценности, они должны проявиться и быть осознанными им в опыте. Задача экспедиции состоит в том, чтобы создать у детей концентрированный опыт совместного коллективного проживания определённого отрезка жизни. И это опыт должен быть ценностно насыщенным.

Для того, чтобы у детей появился опыт такого типа, необходимо сложить экспедицию. Это связано с задачей формирования её содержания, которое несёт в себе культурную ценностную основу. С другой стороны, участник экспедиции должен столкнуться с людьми, которые живут на месте событий, произошедших в Российской истории, и увидеть, каковы их последствия в сегодняшней жизни. Как правило, дети, приехавшие из Москвы, не сталкивались в своей жизни с людьми такого типа, и поэтому сам контакт с ними требует от подростков осознания и осмысления себя

На этапе подготовки к экспедиции от каждого участника требуется самому поставить цели, сформулировать то, что он хочет сделать в этой экспедиции. Эти цели обсуждаются с другими участниками экспедиционной группы. Педагоги строят экспедицию таким образом, чтобы ценностное отношение детей к событию было реализовано ими в каком-то общем творческом практическом деле, имеющем значение сегодня. Именно за счёт этого ребёнок включается и в историю России и в сегодняшнюю жизнь России как человек, принадлежащий этой стране.

Важное значение среди задач складывания экспедиции связано с формированием её состава. Поскольку то, что люди будут понимать и делать, будет результатом их общих усилий. Здесь, прежде всего, проявляются педагогические задачи, правильная постановка которых должна обеспечить, чтобы младшие дети в формировании их мировоззрения могли опираться на старших и на своих учителей. Экспедиция должна быть построена так, чтобы младшие дети видели в старших образец интересной и правильной работы. Кроме того, складывание состава - это создание общности, в которой каждый участник должен иметь возможность развернуть свои возможности, никто не должен быть бессловесно загнан в угол. Для этого у более слабых участников должны быть кураторы среди сильных.

Таким образом, формирование ценностного строя экспедиционной жизни включает в себя структуру не менее, чем из четырёх слоёв:

  • ценностно насыщенное культурное содержание экспедиции, разрабатываемое при участии детей в проектном залоге, опираясь на знания;
  • соприкосновение с ценностным отношением и реализацией в жизни ценностей сегодняшних людей, находящихся на месте произошедших исторических событий;
  • ценностно опосредованные взаимодействия внутри детско-взрослой экспедиционной общности;
  • выведение в индивидуальное осознание каждого участника его целей и ценностного отношения к происходящему за счёт организации коммуникации и рефлексии.

Помимо рассмотренных задач ценностного развития личности ребёнка экспедиционная работа решает задачи совершенно иного типа, связанные с формированием умений и компетентностей финансово-материального обеспечения коллективного проекта. Учащиеся с самого начала включаются в работу по поиску и планированию финансово-материальных средств для проведения экспедиции - работу по поиску спонсоров и переговоры с ними, материальную организацию экспедиционной жизни. Всё это направлено на самостоятельную социализацию учащегося как человека, способного обеспечить реализацию своих профессиональных проектов.

Организационная схема работы

Ключевые элементы

Как и всякая экспедиционная работа экспедиции Московской Международной киношколы делятся на 3 этапа:

  • подготовка и планирование экспедиции
  • экспедиционный выезд
  • обработка результатов экспедиции, подготовка отчётов и проведение отчётных мероприятий

Длительность экспедиций, как правило, 2 недели. Обычно экспедиции проводятся в период каникул.

Экспедиционная работа является одним из элементов крупных проектов, ведущихся в школе. Проектов, которые включают в себя экспедиционную деятельность, два: «Скрытая история» и «Ты не один».

Операциональными критериями для выбора места экспедиции проекта «Скрытая история» является многослойность исторических событий, происходивших на определённой территории и наличие проводника в это историческое и социальное пространство.

Проект «Скрытая история» исходит из представления о том, как сделать историю живой и реальной для современного московского подростка. Оно принадлежит одному из авторов данной практики, О.А.Керзиной. С её точки зрения, у нашей страны, как, вероятно, и у других стран, есть огромный объём «скрытой истории». Это огромный пласт не выявленной, не пережитой нами, обществом боли ушедших людей. Прикосновение к этой боли, понимание и сопереживание ей, попытки что-то сделать в сегодняшней жизни, чтобы память о ней вышла в наружу, была пережита и не оказалась напрасной, и является вхождением человека в историю своей страны. Такой подход к изучению истории имеет в своей основе как опору на научную школу «История повседневности», так и существенный элемент православного мировоззрения.

В качестве образца экспедиции данного проекта можно рассмотреть Соловецкие экспедиции Киношколы.

Проект «Ты не один» - это проект направленный на помощь детям, проживающим в сиротских учреждениях, учреждениях для детей с особыми нуждами, находящимся в больницах, старикам из домов престарелых. Специфика проекта заключается в том, чтобы сделать такого ребёнка не объектом, а субъектом помощи для других, включая его в акции и мероприятия, организуемые педагогами и учащимися Киношколы. Проект опирается на подходы Арт-педагогики и Арт-волонтерства, в нём также осуществляется социальная работа, направленная на привлечение внимания городского сообщества к жизни своих детей сирот.

Основные процедуры

Подготовка любой экспедиции начинается за 2 месяца. За 3 недели начинается её интенсивная подготовка.

Все участники экспедиции сдают «культурный» экзамен по её тематике, касающийся истории, географии и культурных аспектов событий и места, с которыми будет вестись работа. Для этого могут быть организованы специальные лекции, просмотр фильмов, музейная работа, обсуждение книг. Вся эта деятельность направлена на углубление в культурный материал.

Штаб экспедиции определяет содержание экспедиционного проекта, разрабатывает свою содержательную линию, намечает основные события и дела. С педагогической точки зрения подбирается деятельность для сложных участников экспедиционной поездки, обеспечивающая им возможность раскрытия и роста. Дети намечают свои рабочие цели. Определяются функции каждого участника в общей экспедиционной работе.. Зона рабочей ответственности каждого ребёнка от раза к разу должна меняться и усложняться.

Одним из основных требований к реализации экспедиции должно быть осуществление творческого дела. Творческое понимается в данном случае не как художественное творчество, а как создание чего-то нового, чего не было до нас. Так в Соловецкой экспедиции таким делом стала установка памятного креста на месте множественного захоронения в 30-е г.г. расстрелянных заключённых Соловецких лагерей на Секирной горе. Другим делом стало создание путеводителя и туристического маршрута по Секирной горе, который проводили дети Киношколы для приезжающих. В экспедиции в г.Лодейное поле был организован крестный ход на местах захоронения расстрелянных заключённых Свирьлага, среди которых, по предположению руководителей экспедиции, был расстрелян и захоронен П.А.Флоренский.

Во время экспедиции постоянно ведётся общая рефлексивная работа по осмыслению происходящего того что удалось и не удалось достичь. На выезде рефлексия проводится ежедневно в конце дня - сначала общая, а затем, когда дети ложатся спать - педагогическая. В конце экспедиции все участники пишут свой рефлексивный отчёт. Непосредственно по окончании экспедиции экспедиционная группа заслушивает и обсуждает отчёты всех своих участников. В Москве каждая экспедиционная группа готовит и делает творческий отчёт об экспедиционной поездке, в котором должны принять участие все дети. Результаты всех экспедиционных поездок обсуждаются на педагогическом совете школы.

Требования к работе педагога в экспедиции

  1. Содержательные
    • Иметь личные цели (соотнесенные с целями экспедиции) и реализовывать их
    • Понимать и работать с целями и интересами партнеров, с которыми работает экспедиция
    • Работать с собой (в содержательной, организационной и педагогических областях)
    • Соотносить свою работу с образцом той деятельности, которой занимаешься
    • Делать так, как до тебя никто не делал (творить)
    • Работать на пределе возможностей здесь и теперь – вместе со студентами
  2. Организационные
    • Двигать собой
    • Отличать главное от второстепенного
    • Говорить о проблемах
    • Иметь свой вариант решения
    • Иметь и реализовывать схему организации своего дела
    • Держать общую ситуацию, понимать проблемы других и помогать их решению
    • Понимать и держать цели экспедиции
  3. Педагогические
    • Контролировать самочувствие каждого студента
    • Принимать ответственные решения и не бросать студентов в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей (следить за одеждой и обувью, за переносом тяжелых вещей, предвидеть ситуации, угрожающие жизни и здоровью студентов, укладывать их спать)
    • Понимать «личную ситуацию» каждого студента (предысторию, настоящую ситуацию, перспективы). Каждую минуту знать, чем занят каждый студент.
    • Уметь работать с каждым
    • Уметь работать индивидуально, в маленьких группах и на общем плацдарме

(общие мероприятия, рефлексии)

  • Уметь работать в команде с другими педагогами, не устраивать склок между собой, создавать хорошую атмосферу.
  • Создавать события в жизни студентов
  • Задавать собой образец
  • Быть искренним на грани откровенности

Реагировать на то, что не устраивает

Задавать уровень киношколы (следить за соблюдением декларации принципов, уровнем работы и жизни.)

  • Отвечать за состояние своего здоровья и самочувствия (не доводить себя до предельных состояний, во время которых становится невозможно себя контролировать)

Позиционная схема работы экспедиции:

Помимо педагогических позиций экспедиция обеспечивается рядом экспертных и профессиональных позиций внешних для Киношколы, без которых она не может состояться.

Во-первых - это проводник, который обеспечивает для приехавшей московской группы вхождение в культурное и социальное пространство экспедиции на местности.

Во-вторых, это набор экспертов, которые обеспечивают формирование культурного содержания экспедиции и возможность понимания для учащихся. Для экспедиции проекта «Скрытая история» такими позициями являются:

  • Историк, занимающийся определённой проблемой, аккумулировавший основные знания по данной проблематике и имеющий собственную позицию в отношении неё. В качестве такого историка относительно пребывания и гибели П.А.Флоренского на Соловках для экспедиции выступает А.Я. Разумов.
  • Художник, решающий как создать целостное видение изучаемых явлений, выразить целостное отношение к ним. Его основная задача состоит в том, чтобы сделать скрытую историю явной. Результатом его работы может быть как материализованное художественное произведение (поклонный крест на Секирной горе в Соловках), так и некоторое событие, действие экспедиционной группы. Например, организация церковного праздника Свирских Новомученников и крестного хода, знаменующего этот праздник.
  • Создатель музея, организующий пространство памяти на территории. Одним из создателей музеев, посвящённых жертвам сталинских репрессий, с которым сотрудничает экспедиционный проект является директор Мемориального научно-просветительского центра "Бутово"

И.В. Гарькавый.

  • Священник или монах, священнослужитель, показывающий образец вероисповедального отношения к произошедшим событиям со стороны местной конфессии.

Для экспедиций другого типа (например, проект «Ты не один») будет несколько другой набор экспертов, однако их наличие, также как наличие проводника являются непременными условиями работы.

Зона развития практики:

Развитие экспедиционной практики Московской международной киношколы происходит по нескольким направлениям.

С нашей точки зрения, возможно, одним из самых значимых является то, что успешное экспедиционное направление постепенно начинает приобретать более стационарную форму. Контакты на территории становятся постоянными и то дело, которое планируется делать, становится уже не чисто «киношкольным», а общим с теми людьми, с которыми происходило взаимодействие на территории. Формируется сообщество на территории объединённое новым общим делом, в котором участвуют киношкольцы. Если речь идёт об экспедициях проекта «Ты не один», то поездки и взаимные посещения между Киношколой и детскими домами Кадникова становятся двусторонними. Расширяется и круг экспертов, оказывающих поддержку экспедиции.

Такое «прорастание» экспедиционной практики на территорию является, с нашей точки зрения, чрезвычайно важным, указывая на то, что начинает складываться новая «нормальная» социальная структура, связанная с решением вопроса, который был исходно поставлен экспедицией.

С другой стороны, О.А.Керзина считает, что сейчас развитие данной работы требует не столько материального расширения, сколько методической проработки и более глубокого описания данной практики как технологии.

С нашей точки зрения, идентичность, которая формируется у подростков за счёт участия в экспедициях Московской международной киношколы, следует назвать идентичностью сострадания.

[signature]

Поделитесь с друзьями:

   

Авторы:

Керзина О.А., Степанова А.И., Липман О.Г., Михайлин Ю.А., Головняк В.В.

Решаемая проблема:

За счёт чего сегодняшний подросток, живущий в мегаполисе, становится частицей Российского народа? За счёт чего он начинает понимать русскую историю и чувствовать себя принадлежащим к ней? Хотя эти вопросы звучат почти запредельно, но без практического ответа на них российское общество обречено на распад и превращение в совокупность потребляющих индивидов.

Вряд ли эти задачи в состоянии решить сегодня преподавание истории в школе, готовящее к ЕГЭ. Даже когда оно обеспечивает хорошие знания, эти знания почти никогда не воспринимаются как относящиеся к самому подростку — это всегда знания про что-то внешнее — какое-то кино. Уже не говоря о том, что истории учат и учатся сейчас, в массе своей, очень плохо и набор баек про то, чего не знают из истории и географии сегодняшние школьники, выглядит пугающим. Самое главное, что подростки не понимают, зачем вообще про это знать, и какое отношение это имеет к их сегодняшней жизни.

Сомнительно, что эти вопросы могут решиться сами собой, на основе воспитания детей внутри семейного уклада. Семья в России сейчас переживает очевидный кризис и в массовых масштабах плохо справляется с трансляцией детям ценностей российской культуры.

Тем не менее, сознательно занимаясь образованием, необходимо находить какую-то дорожку, проходя по которой, дети попадают в Российскую историю и становятся русскими людьми, живущими в открытом мире. Этой работой и занимаются наши авторы.

Категория детей и подростков, с которыми ведётся работа

В экспедициях Киношколы работают подростки, которые в ней учатся. Туда берут детей начиная с окончания 7 класса. Участие в экспедициях, которые проводятся, как правило, в каникулярное время является добровольным. Для каждого ребёнка, который будет в них участвовать, подбирается та экспедиция и та рабочая функция в экспедиции, которая соответствует задачам его развития и связанным с ними педагогическим задачам.

Поскольку, практически, любой ребёнок, который учится в школе, может участвовать в экспедиции, необходимо сказать несколько слов об особенностях контингента учащихся Московской международной киношколы, как она сама их понимает.

Это дети из разных социальных слоёв — и из необеспеченных и из хорошо обеспеченных. Но, почти всегда, попадание в киношколу связано с тем, что подростки хотят как-то изменить свою жизнь. Причины этих желаний могут быть разными. Если это дети из нижних социальных слоёв, то они обычно хотят куда-то вырваться из своей среды, если из обеспеченных семей, то им обычно скучно и надоело жить в том, в чём они живут. Дети пытаются что-то искать для себя. Это основная масса, конечно, есть и другие.

Цели и задачи практики

При подготовке экспедиции, педагоги, которые ею руководят, ставят цели относительно участия каждого ребёнка, исходя из задач его личностного и профессионального развития. Ставятся также педагогические цели на всю группу в целом. Кроме этого, определяются цели и задачи экспедиции как таковой, которые не сводятся лишь к педагогическим, но являются и культурно-профессиональными и даже духовными. В то же время, общие педагогические цели являются приоритетными, ради достижения которых ставятся все остальные цели и задачи.

Авторы практики считают, что основная задача, которая стоит перед ними — это обеспечить процесс формирования человека. Сердцевиной его является формирование ценностей. Чтобы у человека появились ценности, они должны проявиться и быть осознанными им в опыте. Задача экспедиции состоит в том, чтобы создать у детей концентрированный опыт совместного коллективного проживания определённого отрезка жизни. И это опыт должен быть ценностно насыщенным.

Для того, чтобы у детей появился опыт такого типа, необходимо сложить экспедицию. Это связано с задачей формирования её содержания, которое несёт в себе культурную ценностную основу. С другой стороны, участник экспедиции должен столкнуться с людьми, которые живут на месте событий, произошедших в Российской истории, и увидеть, каковы их последствия в сегодняшней жизни. Как правило, дети, приехавшие из Москвы, не сталкивались в своей жизни с людьми такого типа, и поэтому сам контакт с ними требует от подростков осознания и осмысления себя

На этапе подготовки к экспедиции от каждого участника требуется самому поставить цели, сформулировать то, что он хочет сделать в этой экспедиции. Эти цели обсуждаются с другими участниками экспедиционной группы. Педагоги строят экспедицию таким образом, чтобы ценностное отношение детей к событию было реализовано ими в каком-то общем творческом практическом деле, имеющем значение сегодня. Именно за счёт этого ребёнок включается и в историю России и в сегодняшнюю жизнь России как человек, принадлежащий этой стране.

Важное значение среди задач складывания экспедиции связано с формированием её состава. Поскольку то, что люди будут понимать и делать, будет результатом их общих усилий. Здесь, прежде всего, проявляются педагогические задачи, правильная постановка которых должна обеспечить, чтобы младшие дети в формировании их мировоззрения могли опираться на старших и на своих учителей. Экспедиция должна быть построена так, чтобы младшие дети видели в старших образец интересной и правильной работы. Кроме того, складывание состава — это создание общности, в которой каждый участник должен иметь возможность развернуть свои возможности, никто не должен быть бессловесно загнан в угол. Для этого у более слабых участников должны быть кураторы среди сильных.

Таким образом, формирование ценностного строя экспедиционной жизни включает в себя структуру не менее, чем из четырёх слоёв:

  • ценностно насыщенное культурное содержание экспедиции, разрабатываемое при участии детей в проектном залоге, опираясь на знания;
  • соприкосновение с ценностным отношением и реализацией в жизни     ценностей сегодняшних людей, находящихся на месте произошедших исторических событий;
  • ценностно опосредованные взаимодействия внутри детско-взрослой   экспедиционной общности;
  • выведение в индивидуальное осознание каждого участника его целей и ценностного отношения к происходящему за счёт организации коммуникации и рефлексии.

Помимо рассмотренных задач ценностного развития личности ребёнка экспедиционная работа решает задачи совершенно иного типа, связанные с формированием умений и компетентностей финансово-материального обеспечения коллективного проекта. Учащиеся с самого начала включаются в работу по поиску и планированию финансово-материальных средств для проведения экспедиции — работу по поиску спонсоров и переговоры с ними, материальную организацию экспедиционной жизни. Всё это направлено на самостоятельную социализацию учащегося как человека, способного обеспечить реализацию своих профессиональных проектов.

Организационная схема работы

Ключевые элементы

Как и всякая экспедиционная работа экспедиции Московской Международной киношколы делятся на 3 этапа:

  • подготовка и планирование экспедиции
  • экспедиционный выезд
  • обработка результатов экспедиции, подготовка отчётов и проведение отчётных мероприятий

Длительность экспедиций, как правило, 2 недели. Обычно экспедиции проводятся в период каникул.

Экспедиционная работа является одним из элементов крупных проектов, ведущихся в школе. Проектов, которые включают в себя экспедиционную деятельность, два: «Скрытая история» и «Ты не один».

Операциональными критериями для выбора места экспедиции проекта «Скрытая история» является многослойность исторических событий, происходивших на определённой территории и наличие проводника в это историческое и социальное пространство.

Проект «Скрытая история» исходит из представления о том, как сделать историю живой и реальной для современного московского подростка. Оно принадлежит одному из авторов данной практики, О.А.Керзиной. С её точки зрения, у нашей страны, как, вероятно, и у других стран, есть огромный объём «скрытой истории». Это огромный пласт не выявленной, не пережитой нами, обществом боли ушедших людей. Прикосновение к этой боли, понимание и сопереживание ей, попытки что-то сделать в сегодняшней жизни, чтобы память о ней вышла в наружу, была пережита и не оказалась напрасной, и является вхождением человека в историю своей страны. Такой подход к изучению истории имеет в своей основе как опору на научную школу «История повседневности», так и существенный элемент православного мировоззрения.

В качестве образца экспедиции данного проекта можно рассмотреть Соловецкие экспедиции Киношколы.

Проект «Ты не один» — это проект направленный на помощь детям, проживающим в сиротских учреждениях, учреждениях для детей с особыми нуждами, находящимся в больницах, старикам из домов престарелых. Специфика проекта заключается в том, чтобы сделать такого ребёнка не объектом, а субъектом помощи для других, включая его в акции и мероприятия, организуемые педагогами и учащимися Киношколы. Проект опирается на подходы Арт-педагогики и Арт-волонтерства, в нём также осуществляется социальная работа, направленная на привлечение внимания городского сообщества к жизни своих детей сирот.

В качестве образца экспедиций этого проекта можно рассмотреть экспедиции Киношколы в г.Кадников. Ссылка на видеоролики, представляющие осмысление учащимися работы в этой экспедиции приведены конце данного материала.

Каждая экспедиция представляет собой уникальный творческий проект, сформированный экспедиционной группой.

Основные процедуры

Подготовка любой экспедиции начинается за 2 месяца. За 3 недели начинается её интенсивная подготовка.

Все участники экспедиции сдают «культурный» экзамен по её тематике, касающийся истории, географии и культурных аспектов событий и места, с которыми будет вестись работа. Для этого могут быть организованы специальные лекции, просмотр фильмов, музейная работа, обсуждение книг. Вся эта деятельность направлена на углубление в культурный материал.

Штаб экспедиции определяет содержание экспедиционного проекта, разрабатывает свою содержательную линию, намечает основные события и дела. С педагогической точки зрения подбирается деятельность для сложных участников экспедиционной поездки, обеспечивающая им возможность раскрытия и роста. Дети намечают свои рабочие цели. Определяются функции каждого участника в общей экспедиционной работе.. Зона рабочей ответственности каждого ребёнка от раза к разу должна меняться и усложняться.

Одним из основных требований к реализации экспедиции должно быть осуществление творческого дела. Творческое понимается в данном случае не как художественное творчество, а как создание чего-то нового, чего не было до нас. Так в Соловецкой экспедиции таким делом стала установка памятного креста на месте множественного захоронения в 30-е г.г. расстрелянных заключённых Соловецких лагерей на Секирной горе. Другим делом стало создание путеводителя и туристического маршрута по Секирной горе, который проводили дети Киношколы для приезжающих. В экспедиции в г.Лодейное поле был организован крестный ход на местах захоронения расстрелянных заключённых Свирьлага, среди которых, по предположению руководителей экспедиции, был расстрелян и захоронен П.А.Флоренский.

Во время экспедиции постоянно ведётся общая рефлексивная работа по осмыслению происходящего того что удалось и не удалось достичь. На выезде рефлексия проводится ежедневно в конце дня — сначала общая, а затем, когда дети ложатся спать — педагогическая. В конце экспедиции все

участники пишут свой рефлексивный отчёт. Непосредственно по окончании экспедиции экспедиционная группа заслушивает и обсуждает отчёты всех своих участников. В Москве каждая экспедиционная группа готовит и делает творческий отчёт об экспедиционной поездке, в котором должны принять участие все дети. Результаты всех экспедиционных поездок обсуждаются на педагогическом совете школы.

Требования к работе педагога в экспедиции

  1. Содержательные
    • Иметь личные цели (соотнесенные с целями экспедиции) и реализовывать их
    • Понимать и работать с целями и интересами партнеров, с которыми работает экспедиция
    • Работать с собой (в содержательной, организационной и педагогических областях)
    • Соотносить свою работу с образцом той деятельности, которой занимаешься
    • Делать так, как до тебя никто не делал (творить)
    • Работать на пределе возможностей здесь и теперь – вместе со студентами
  2. Организационные
    • Двигать собой
    • Отличать главное от второстепенного
    • Говорить о проблемах
    • Иметь свой вариант решения
    • Иметь и реализовывать схему организации своего дела
    • Держать общую ситуацию, понимать проблемы других и помогать их решению
    • Понимать и держать цели экспедиции
  3. Педагогические
    • Контролировать самочувствие каждого студента
    • Принимать ответственные решения и не бросать студентов в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей (следить за одеждой и обувью, за переносом тяжелых вещей, предвидеть ситуации, угрожающие жизни и здоровью     студентов, укладывать их спать)
    • Понимать «личную ситуацию» каждого студента (предысторию, настоящую ситуацию, перспективы). Каждую минуту знать, чем занят каждый студент.
    • Уметь работать с каждым
    • Уметь работать индивидуально, в маленьких группах и на общем плацдарме

(общие мероприятия, рефлексии)

  • Уметь работать в команде с другими педагогами, не устраивать склок между собой, создавать хорошую атмосферу.
  • Создавать события в жизни студентов
  • Задавать собой образец
  • Быть искренним на грани откровенности

Реагировать на то, что не устраивает

Задавать уровень киношколы (следить за соблюдением декларации принципов,   уровнем работы и жизни.)

  • Отвечать за состояние своего здоровья и самочувствия (не доводить себя до предельных состояний, во время которых становится невозможно себя контролировать)

Позиционная схема работы экспедиции:

Помимо педагогических позиций экспедиция обеспечивается рядом экспертных и профессиональных позиций внешних для Киношколы, без которых она не может состояться.

Во-первых — это проводник, который обеспечивает для приехавшей московской группы вхождение в культурное и социальное пространство экспедиции на местности.

Во-вторых, это набор экспертов, которые обеспечивают формирование культурного содержания экспедиции и возможность понимания для учащихся. Для экспедиции проекта «Скрытая история» такими позициями являются:

  • Историк, занимающийся определённой проблемой, аккумулировавший основные знания по данной проблематике и имеющий собственную позицию в отношении неё. В качестве такого историка относительно пребывания и гибели П.А.Флоренского на Соловках для экспедиции выступает А.Я. Разумов.
  • Художник, решающий как создать целостное видение изучаемых явлений, выразить целостное отношение к ним. Его основная задача состоит в том, чтобы сделать скрытую историю явной. Результатом его работы может быть как материализованное художественное произведение (поклонный крест на Секирной горе в Соловках), так и некоторое событие, действие экспедиционной группы. Например, организация церковного праздника Свирских Новомученников и крестного хода, знаменующего этот праздник.
  • Создатель музея, организующий пространство памяти на территории. Одним из создателей музеев, посвящённых жертвам сталинских репрессий, с которым сотрудничает экспедиционный проект является директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово»

И.В. Гарькавый.

  • Священник или монах, священнослужитель, показывающий образец вероисповедального отношения к произошедшим событиям со стороны местной конфессии.

Для экспедиций другого типа (например, проект «Ты не один») будет несколько другой набор экспертов, однако их наличие, также как наличие проводника являются непременными условиями работы.

Зона развития практики:

Развитие экспедиционной практики Московской международной киношколы происходит по нескольким направлениям.

С нашей точки зрения, возможно, одним из самых значимых является то, что успешное экспедиционное направление постепенно начинает приобретать более стационарную форму. Контакты на территории становятся постоянными и то дело, которое планируется делать, становится уже не чисто «киношкольным», а общим с теми людьми, с которыми происходило взаимодействие на территории. Формируется сообщество на территории объединённое новым общим делом, в котором участвуют киношкольцы. Если речь идёт об экспедициях проекта «Ты не один», то поездки и взаимные посещения между Киношколой и детскими домами Кадникова становятся двусторонними. Расширяется и круг экспертов, оказывающих поддержку экспедиции.

Такое «прорастание» экспедиционной практики на территорию является, с нашей точки зрения, чрезвычайно важным, указывая на то, что начинает складываться новая «нормальная» социальная структура, связанная с решением вопроса, который был исходно поставлен экспедицией.

С другой стороны, О.А.Керзина считает, что сейчас развитие данной работы требует не столько материального расширения, сколько методической проработки и более глубокого описания данной практики как технологии.

Почему «Экспедиции Московской международной киношколы» является практикой формирования идентичности:

С нашей точки зрения, идентичность, которая формируется у подростков за счёт участия в экспедициях Московской международной киношколы, следует назвать идентичностью сострадания.

Опыт экспедиционной работы позволяет актуализировать, оживить у ребёнка те слои сознания, которые связаны с сопереживанием другим людям — будь то исторические события или трудная жизнь детдомовских детей и одиноких стариков в доме престарелых сегодня. Осознание своей связи с этими людьми, которая реализуется в желании помочь им и в тех делах, которые для этого возникают, расширяет внутренний мир подростков, субъективное пространство его жизни, заставляет его осознавать себя как часть значительно более широкого мира, чем обычный мир московского школьника.

Один из главных результатов экспедиционной работы — переосмысление подростками того, кто они, как они живут и что хотят сделать, из чего они исходят в своих действиях. В процессе этого переосмысления меняются не только отдельные подростки, но само образовательное сообщество начинает строиться на ценностных основаниях, связанных с гуманностью, творчеством и работой.

Источники:

О.А.Керзина. «Кто наследует наследие?» Доклад на конференции «Духовное и историко-культурное наследие Соловецкого монастыря» (15-18 сентября 2010)

http://www.solovki.info/?action=archive&id=705

«Всё проходит, но всё остаётся…»

Рассказ об экспедиции на Соловки 2-15 августа 2009 года (продолжение проекта «Скрытая история»). 

http://www.mifs.ru/article/index.php?id_article=464

Видео

Экспедиция проекта «Скрытая история» на Соловки

http://www.mifs.ru/article/index.php?id_article=509

Экспедиции проекта «Ты не один»

Оставить отзыв