«Фестиваль мировоззренческого кино»

«Фестиваль мировоззренческого кино»

На нашем сайте добавлена новая практика «Фестиваль мировоззренческого кино».

Создатели практики, авторы:

Голубцова Л.В., директор Некоммерческого фонда научно-исследовательских разработок «Пушкинский институт», кандидат филологических наук;

Ермакова Е.Ю., доцент Московского городского педагогического университета, кандидат искусствоведения.

Вы можете ознакомиться с практикой, после чего — поддержать её, введя свои имя, фамилию и адрес электронной почты, а также нажать на кнопку «Поддержать Практику»:

Фестиваль мировоззренческого кино

Создатели практики, авторы:

Голубцова Л.В., директор Некоммерческого фонда научно-исследовательских разработок «Пушкинский институт», кандидат филологических наук;

Ермакова Е.Ю., доцент Московского городского педагогического университета, кандидат искусствоведения.

Решаемая проблема:

Данная практика ориентирована на нахождение решений в проблемной зоне, возникшей в результате изменения значения кино в процессе образования и развития подростков. Это изменение является вызовом по отношению к образовательным технологиям, которые до настоящего времени очень слабо ориентированы на работу с визуальным текстами и материалами.

Авторы считают, что в настоящее время происходит кризис гуманитарного образования, связанный с тем, что на смену текстовой (литературной) культуре приходит аудиовизуальная культура. Современные школьники во многом утрачивают навыки и культуру чтения и стихийно приобретают способность самостоятельно получать и создавать информацию в аудиовизуальной среде (кино, телевидение, интернет). В то же время, кино и другие средства визуализации являются мощнейшим каналом воздействия на сознание, поэтому они могут выступать также и средством манипуляции сознанием молодёжи, в том числе, в политических целях. В частности, угрозы в адрес России со стороны политиков США подкреплены не только финансовой мощью или политическим весом, но и наличием мощнейшей «фабрики иллюзий» – Голливуда.

Авторы ставят перед собой задачу создания гуманитарной технологии, позволяющей адекватно включить кино и видео произведения в образовательное пространство, тем самым предоставив учителю и воспитателю современные средства формирования российской идентичности сознания учащегося.

Цели и задачи практики:

Фестиваль направлен на решение двух связанных между собой блоков педагогических задач. Первый из них - это задачи формирования у подростков культурных средств понимания визуального языка кино. Второй - формирование российской идентичности.

Краткая история создания практики:

Сам термин «мировоззренческое кино» принадлежит академику Российской телеакадемии Льву Николаеву.

Первый фестиваль под девизом "Неизвестное телекино о неизвестной России" прошел в июле 1999 года и был воспринят прессой как "альтернативный современному телевизионному процессу". Вдохновленные таким успехом организаторы решили провести второй фестиваль в декабре 1999 года. Он состоялся под девизом “Традиционные ценности – новое поколение”. Традиционные ценности представляли работы выпускников ВГИКа и Высших курсов сценаристов и режиссеров, а новое поколение – ученики школы. Второй фестиваль продолжался уже два дня, и снова вдохновил организаторов искренним интересом, с которым все, кто собрался на просмотры, участвовали в обсуждении показанных работ.

По результатам анкетного опроса участников Приз зрительских симпатий первого дня Второго фестиваля мировоззренческого кино был присужден фильму Владимира Кобрина "Абсолютно из ничего". На этом фестивале был учрежден Приз имени Кобрина, который с тех пор вручается на всех последующих фестивалях.

Четвертый Фестиваль мировоззренческого кино под девизом "Россия и мир – взгляд из космоса" состоялся 6-7 апреля 2001 года в г. Королеве и был посвящен 40-летию первого полета человека в космос. Президентом фестиваля был летчик - космонавт, дважды герой Советского Союза, руководитель Центра космических полетов РКК "Энергия" В.А. Соловьев.

К настоящему моменту Фестиваль мировоззренческого кино проводился 18 раз.

Фестиваль поддерживается ЮНЕСКО. Информационным спонсором фестиваля является журнал «Техника кино и телевидения», регулярно публикующий о нем подробные аналитические материалы.

Контингент, на который рассчитана практика:

Старшие подростки - учащиеся 8-11 классов средних школ, а также учреждений НПО и СПО 14-18 лет.

Организационная схема:

Фестиваль проводится 1 раз в год во время учебного года, как правило, весной. В течение года определяется тема фестиваля, ведётся отбор фильмов и формируется его программа. Обычно он продолжается 1,5-2 рабочих дня. Целевая аудитория фестиваля - старшеклассники, учащиеся Московских школ.

Фестиваль мировоззренческого кино представляет собой совершенно самостоятельную практику формирования Российской идентичности у подростков, которая может тиражироваться отдельно, однако в своём базовом варианте он включён в более широкую образовательную деятельность филологической и воспитательной направленности в форме образовательных инновационных площадок[1]. Фестиваль является, своего рода, кульминацией работы инновационных площадок в течение учебного года. Общая совокупность образовательных учреждений, входивших в состав инновационных площадок, сотрудничавших с Фестивалем мировоззренческого кино, составляла в разное время от 15 до 60 единиц[2].

Включенность в работу образовательных инновационных площадок означает, что воздействие на учащихся, которое осуществляется в момент их работы на Фестивале, не обрывается, а продолжается по специально выстроенной образовательной траектории, после их возвращения в свои школы. С этими детьми ведётся специально организованная педагогическая работа, и в то же время, связи и общение, возникшие между подростками из разных школ в момент Фестиваля, продолжаются и после его окончания.

Основные процедуры:

Фестиваль состоит из конкурсного просмотра художественных и документальных фильмов, в соответствии с программой, и обсуждения этих фильмов участниками просмотра. После просмотра происходит конкурсное голосование детей за лучший фильм по разным номинациям.

Фильмы, представленные на Фестивале могут принадлежать к любым жанрам, могут быть художественными, документальными, анимационными, могут иметь любую длительность.

Поскольку Фестиваль включён в образовательную работу с подростками в школах, входящих в состав инновационных площадок, то за пределами самого Фестиваля с детьми, которые в нём участвовали, проводится связанная с ним работа. Подростки пишут отзывы на просмотренные фильмы, в некоторых случаях сами снимают фильмы по заданной тематике и обсуждают их друг с другом, организуют просмотр и обсуждение фильмов по методической схеме Фестиваля в своих школах.

Ключевые элементы методической схемы:

Одним из важнейших методических элементов фестиваля является выбор его темы и подбор фильмов. Тема должна быть актуальной, с точки зрения жизни российского общества, и проблемной, т.е. отражающей некоторую общественную проблему, на которую Фестиваль хочет обратить особое внимание.

Приведём примеры некоторых тем Фестиваля:

2007 г. «Имя. Личность. Герой. Поколение»

2011 г. «К истокам и горизонтам. Сказки. Предания. Были России»

2012г. «Лик и облики Российской истории».

Отбор фильмов для фестивального просмотра строится на основе ряда принципов. Во-первых, он проводится таким образом, чтобы вынесенный в тему проблемный вопрос раскрывался с разных сторон. Предлагаемые фильмы должны представлять разные, часто противоречащие друг другу точки зрения на этот вопрос. В то же время, каждый фильм, представленный на Фестивале, должен иметь отчётливую авторскую позицию.

Принцип подбора фильмов позволяет построить обсуждение после их просмотра, как обсуждение определённой проблемы, в котором обязательно прозвучат и точки зрения авторов фильмов, и отношение, возникшее к ним у подростков, сидящих в зале. Между участниками просмотра часто завязывается дискуссия. Хотя её основу составляет дискуссия между сверстниками, но в неё очень часто вступают и взрослые, присутствующие в зале - учителя, пришедшие вместе со своими детьми, эксперты, авторы фильмов. Взрослые выражают или поясняют в этих спорах свою личную точку зрения, не выступая в роли учителей.

Дискуссией управляет ведущий, модератор, который входит в группу организаторов фестиваля. Его задача состоит в том, чтобы обеспечить разностороннее рассмотрение темы, дать прозвучать всем отношениям, возникшим у подростков при просмотре, и углубить понимание публикой авторской позиции режиссёров представленных произведений. Для того, чтобы каждый подросток, сидящий в зале, мог свободно участвовать в обсуждении, аудитория не должна быть слишком большой по численности. Поэтому количество зрителей Фестиваля, одномоментно сидящих в зале, обычно не превышает 100 человек.

Вторым принципом отбора фильмов для фестиваля, связанным с задачей формирования российской идентичности, является ориентация на оптимистичные, созидательные фильмы, содержащие образцы того как достойно строить свою жизнь в нашей стране. Авторы считают, что молодым людям необходимо показать не только то, что в жизни бывает, есть или быть не должно, но и поделиться разными мнениями о том, что предпочтительно для них в будущем. Оптимистичность фильма понимается не как обязательное наличие «хэппи энда», а как показ духовно обоснованного выбора героем своего поступка, своей судьбы, показ осмысленности жизненного выбора, который может быть и трагичным.

Таким образом, основа методической схема данной практики формирования идентичности включает в себя 3 базовых элемента:

  • формулировка актуальной проблемной темы и подбор фильмов для просмотра, выражающих разные точки зрения на выбранную тему;
  • организация проблемной дискуссии по поводу просмотренных фильмов
  • включение фестивального события в боле широкую постоянную сетевую работу с учащимися на базе школ, которая направлена на углубление процесса самоопределения учащихся и формирование у них компетентности понимания визуальных текстов.

Позиционный состав практики:

Фестиваль организуется продюсером и киноведом, которые работают с небольшой менеджеральной группой.

Жюри фестиваля и более широкая экспертная группа, обеспечивающая высокий уровень его содержания, состоит из профессионалов, работающих в сфере кино (режиссёры, кинокритики), общественных деятелей, имеющих отношение к теме фестиваля (например, космосмонавт), педагогов или деятелей системы образования.

Организация и ведение дискуссии с подростками осуществляется игротехником или модератором.

Подводящая и постфестивальная работа с формированием идентичности учащихся, а также их сопровождение в ходе фестиваля осуществляется учителями школ, из которых приходят дети.

Компетентностные требования к основным специалистам:

Требования к подготовке продюсера состоят в наличии у него комплексного профессионализма и опыта работы. Он должен быть в состоянии разработать содержательную программу кинофестиваля, направленную на формирование идентичности у подростков. Это предполагает наличие искусствоведческих компетенций, педагогических компетенций и методологических компетенций, позволяющих разработать и реализовать комплексный проект. Помимо этого, продюсер должен быть в состоянии создать финансово-организационные условия для проведения фестиваля.

Базовое образование такого профессионала может быть гуманитарным образованием разного типа, однако, оно должно быть высокого качества. Желательна научная степень в какой либо из гуманитарных дисциплин. Необходим опыт в разработке и реализации гуманитарных программ.

Искусствовед (киновед). Необходимо специальное высшее образование в области кинематографии, желательно научная степень. Важна включенность в кинематографическое сообщество.

Менеджеральная группа, должна быть специализирована на подготовке событийных мероприятий.

Ведущий проблемной дискуссии с подростками - педагог, имеющий дополнительную подготовку игротехника или модератора групповой работы с подростками.

Педагоги гуманитарных предметов в старшей школе (прежде всего, филологи и историки) должны иметь дополнительную подготовку в области инновационных образовательных технологий, отрабатывающихся на их площадках (кинопедагогика, новое содержание среднего образования в гуманитарных дисциплинах, формирование мировоззрения средствами визуальной культуры).

Подготовка кадров:

Отдельного процесса подготовки кадров для проведения Фестиваля или его тиражирования не ведётся. Включение школьных учителей в работу с детьми на Фестивале и в связи с ним за его пределами происходит на инновационных площадках непосредственно в процессе инновационной работы в школах.

Способ и критерии оценки результатов:

Оценка эффективности результатов Фестиваля основывается, прежде всего, на активном запросе потребителя - школ и учащихся на участие в Фестивале. После окончания Фестиваля, со стороны школ всегда происходит запрос на продолжение совместной работы в разных формах - на передачу фестивальных фильмов для дополнительного просмотра, на помощь в воспроизведении отдельных методических элементов Фестиваля внутри школы.

По итогам Фестиваля учащиеся, как правило, пишут отзывы о просмотренных фильмах и о мероприятии в целом, и у авторов имеется огромное количество ярко эмоциональных и , в то же время, содержательных положительных отзывов.

Оценка эффективности основывается также на экспертных оценках разных категорий участников фестиваля и аналитиков, как из области киноиндустрии, так и из области образования.

Объективированой оценки эффективности формирования российской идентичности на Фестивале с помощью диагностических методик не применяется.

Область планируемого развития:

Ближайшим шагом развития своей практики авторы считают разработку и инновацию в российскую среднюю школу программы кинообразования для старшеклассников, в которую Фестиваль мировоззренческого кино входил бы как важнейший элемент.

В отношении вопросов тиражирования практики, авторы считают, что основным механизмом является подключение новых групп к программе очередного Фестиваля мировоззренческого кино.

Отношение к аналогам:

В качестве аналогов могут быть рассмотрены такие фестивали детского кино как Всероссийский Детский Кинофестиваль «Киноостров» и Международный детский кинофестиваль «Артек». Данные фестивали детского кино не ставят и не решают задачи формирования российской идентичности средствами кино, что отчётливо понятно из структуры их конкурсных номинаций.

Контакты:

pushsreda@mail.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

Отзыв об участии в Х Фестивале мировоззренческого кино

«Имя. Личность. Герой. Поколение»

Виктория Фомина, кандидат искусствоведения, режиссер, сценарист.

"Случилось так, что на протяжении ряда лет я наблюдала Фестиваль Мировоззренческого кино с самых разных ракурсов: как зритель, как журналист, как сценарист программы «Документальный экран», возила сына-школьника на дискуссии, брала интервью у многих лауреатов, а на Х Фестивале мой фильм «Башня» получил «Приз им. Владимира Кобрина».

Положение аборигена дает возможность сопоставить многочисленные точки зрения и согласиться с тем, что разными словами формулировали Эйзенштейн, Кулешов, Гуревич, Кобрин: кино -- самый убедительный способ диалога.

Поэтому любое кино – мировоззренческое, а попытки игнорировать мировоззренческий аспект – это тоже мировоззрение, но в котором сознаваться не хочется.

Честно говоря, на Х Фестивале мировоззренческого кино я боялась выходить на сцену, где меня подстерегал разговор с залом. Мало ли как современные студенты и школьники воспримут историю православного плотника, который восстановил башню затопленного монастыря и погиб. Каково же было мое удивление, когда я услышала мнение подростков из светской школы: «Если человек отдал свою жизнь Божьему делу, то не главное, сколько он прожил и когда он умер. Важнее то, ради чего он жил».

Интересно, знал ли юный участник дискуссии, что почти те же самые слова говорил отец знаменитому проповеднику митрополиту Антонию Сурожскому?".

[1] Познакомиться с тем, что представляет из себя образовательная инновационная площадка в системе Московского среднего образования можно в сб. «Экспериментальное образовательное пространство г.Москвы», М., 2005.

[2] Фестиваль сотрудничает с московскими инновационным площадками: «Пушкинское слово», «Обновление содержания гумманитарного образования», «Мировоззренческое кино и телевидение», «Развитие библиотек образовательных учреждений города как современных научно-информационно-образовательных центров».

[signature]

Поделитесь с друзьями:

   

Решаемая проблема:

Данная практика ориентирована на нахождение решений в проблемной зоне, возникшей в результате изменения значения кино в процессе образования и развития подростков. Это изменение является вызовом по отношению к образовательным технологиям, которые до настоящего времени очень слабо ориентированы на работу с визуальным текстами и материалами.

Авторы считают, что в настоящее время происходит кризис гуманитарного образования, связанный с тем, что на смену текстовой (литературной) культуре приходит аудиовизуальная культура. Современные школьники во многом утрачивают навыки и культуру чтения и стихийно приобретают способность самостоятельно получать и создавать информацию в аудиовизуальной среде (кино, телевидение, интернет). В то же время, кино и другие средства визуализации являются мощнейшим каналом воздействия на сознание, поэтому они могут выступать также и средством манипуляции сознанием молодёжи, в том числе, в политических целях. В частности, угрозы в адрес России со стороны политиков США подкреплены не только финансовой мощью или политическим весом, но и наличием мощнейшей «фабрики иллюзий» – Голливуда.

Авторы ставят перед собой задачу создания гуманитарной технологии, позволяющей адекватно включить кино и видео произведения в образовательное пространство, тем самым предоставив учителю и воспитателю современные средства формирования российской идентичности сознания учащегося.

Цели и задачи практики:

Фестиваль направлен на решение двух связанных между собой блоков педагогических задач. Первый из них — это задачи формирования у подростков культурных средств понимания визуального языка кино. Второй — формирование российской идентичности.

Краткая история создания практики:

Сам термин «мировоззренческое кино» принадлежит академику Российской телеакадемии Льву Николаеву.

Первый фестиваль под девизом «Неизвестное телекино о неизвестной России» прошел в июле 1999 года и был воспринят прессой как «альтернативный современному телевизионному процессу». Вдохновленные таким успехом организаторы решили провести второй фестиваль в декабре 1999 года. Он состоялся под девизом “Традиционные ценности – новое поколение”. Традиционные ценности представляли работы выпускников ВГИКа и Высших курсов сценаристов и режиссеров, а новое поколение – ученики школы. Второй фестиваль продолжался уже два дня, и снова вдохновил организаторов искренним интересом, с которым все, кто собрался на просмотры, участвовали в обсуждении показанных работ.

По результатам анкетного опроса участников Приз зрительских симпатий первого дня Второго фестиваля мировоззренческого кино был присужден фильму Владимира Кобрина «Абсолютно из ничего». На этом фестивале был учрежден Приз имени Кобрина, который с тех пор вручается на всех последующих фестивалях.

Четвертый Фестиваль мировоззренческого кино под девизом «Россия и мир – взгляд из космоса» состоялся 6-7 апреля 2001 года в г. Королеве и был посвящен 40-летию первого полета человека в космос. Президентом фестиваля был летчик — космонавт, дважды герой Советского Союза, руководитель Центра космических полетов РКК «Энергия» В.А. Соловьев.

К настоящему моменту Фестиваль мировоззренческого кино проводился 18 раз.

Фестиваль поддерживается ЮНЕСКО. Информационным спонсором фестиваля является журнал «Техника кино и телевидения», регулярно публикующий о нем подробные аналитические материалы.

Контингент, на который рассчитана практика:

Старшие подростки — учащиеся 8-11 классов средних школ, а также учреждений НПО и СПО 14-18 лет.

Организационная схема:

Фестиваль проводится 1 раз в год во время учебного года, как правило, весной. В течение года определяется тема фестиваля, ведётся отбор фильмов и формируется его программа. Обычно он продолжается 1,5-2 рабочих дня. Целевая аудитория фестиваля — старшеклассники, учащиеся Московских школ.

Фестиваль мировоззренческого кино представляет собой совершенно самостоятельную практику формирования Российской идентичности у подростков, которая может тиражироваться отдельно, однако в своём базовом варианте он включён в более широкую образовательную деятельность филологической и воспитательной направленности в форме образовательных инновационных площадок. Фестиваль является, своего рода, кульминацией работы инновационных площадок в течение учебного года. Общая совокупность образовательных учреждений, входивших в состав инновационных площадок, сотрудничавших с Фестивалем мировоззренческого кино, составляла в разное время от 15 до 60 единиц.

Включенность в работу образовательных инновационных площадок означает, что воздействие на учащихся, которое осуществляется в момент их работы на Фестивале, не обрывается, а продолжается по специально выстроенной образовательной траектории, после их возвращения в свои школы. С этими детьми ведётся специально организованная педагогическая работа, и в то же время, связи и общение, возникшие между подростками из разных школ в момент Фестиваля, продолжаются и после его окончания.

Основные процедуры:

Фестиваль состоит из конкурсного просмотра художественных и документальных фильмов, в соответствии с программой, и обсуждения этих фильмов участниками просмотра. После просмотра происходит конкурсное голосование детей за лучший фильм по разным номинациям.

Фильмы, представленные на Фестивале могут принадлежать к любым жанрам, могут быть художественными, документальными, анимационными, могут иметь любую длительность.

Поскольку Фестиваль включён в образовательную работу с подростками в школах, входящих в состав   инновационных площадок, то за пределами самого Фестиваля с детьми, которые в нём участвовали, проводится связанная с ним работа. Подростки пишут отзывы на просмотренные фильмы, в некоторых случаях сами снимают фильмы по заданной тематике и обсуждают их друг с другом, организуют просмотр и обсуждение фильмов по методической схеме Фестиваля в своих школах.

Ключевые элементы методической схемы:

Одним из важнейших методических элементов фестиваля является выбор его темы и подбор фильмов. Тема должна быть актуальной, с точки зрения жизни российского общества, и проблемной, т.е. отражающей некоторую общественную проблему, на которую Фестиваль хочет обратить особое внимание.

Приведём примеры некоторых тем Фестиваля:

2007 г. «Имя. Личность. Герой. Поколение»

2011 г. «К истокам и горизонтам. Сказки. Предания. Были России»

2012г. «Лик и облики Российской истории».

Отбор фильмов для фестивального просмотра строится на основе ряда принципов. Во-первых, он проводится таким образом, чтобы вынесенный в тему проблемный вопрос раскрывался с разных сторон. Предлагаемые фильмы должны представлять разные, часто противоречащие друг другу точки зрения на этот вопрос. В то же время, каждый фильм, представленный на Фестивале, должен иметь отчётливую авторскую позицию.

Принцип подбора фильмов позволяет построить обсуждение после их просмотра, как обсуждение определённой проблемы, в котором обязательно прозвучат и точки зрения авторов фильмов, и отношение, возникшее к ним у подростков, сидящих в зале. Между участниками просмотра часто завязывается дискуссия. Хотя её основу составляет дискуссия между сверстниками, но в неё очень часто вступают и взрослые, присутствующие в зале — учителя, пришедшие вместе со своими детьми, эксперты, авторы фильмов. Взрослые выражают или поясняют в этих спорах свою личную точку зрения, не выступая в роли учителей.

Дискуссией управляет ведущий, модератор, который входит в группу организаторов фестиваля. Его задача состоит в том, чтобы обеспечить разностороннее рассмотрение темы, дать прозвучать всем отношениям, возникшим у подростков при просмотре, и углубить понимание публикой авторской позиции режиссёров представленных произведений. Для того, чтобы каждый подросток, сидящий в зале, мог свободно участвовать в обсуждении, аудитория не должна быть слишком большой по численности. Поэтому количество зрителей Фестиваля, одномоментно сидящих в зале, обычно не превышает 300 человек.

Вторым принципом отбора фильмов для фестиваля, связанным с задачей формирования российской идентичности, является ориентация на оптимистичные, созидательные фильмы, содержащие образцы того как достойно строить свою жизнь в нашей стране. Авторы считают, что молодым людям необходимо показать не только то, что в жизни бывает, есть или быть не должно, но и поделиться разными мнениями о том, что предпочтительно для них в будущем. Оптимистичность фильма понимается не как обязательное наличие «хэппи энда», а как показ духовно обоснованного выбора героем своего поступка, своей судьбы, показ осмысленности жизненного выбора, который может быть и трагичным.

Таким образом, основа методической схема данной практики формирования идентичности включает в себя 3 базовых элемента:

  • формулировка актуальной проблемной темы и подбор фильмов для просмотра, выражающих разные точки зрения на выбранную тему;
  • организация проблемной дискуссии по поводу просмотренных фильмов
  • включение фестивального события в боле широкую постоянную сетевую работу с учащимися на базе школ, которая направлена на углубление процесса самоопределения учащихся и формирование у них компетентности понимания визуальных текстов.

Почему «Фестиваль мировоззренческого кино» является практикой формирования российской идентичности?

Подбор фильмов в программу фестиваля обеспечивает постановку перед зрителем сложных критичных вопросов российской истории или сегодняшней жизни российского общества. Программа обеспечивает, чтобы эти вопросы в разных фильмах и разными режиссёрами решались с разных позиций, которые часто противоречат друг другу. В то же время, авторские позиции режиссёров или позиции персонажей не являются случайными субъективными точками зрениями. Фильмы отбираются в программу таким образом, чтобы эти точки зрения являлись культурными образцами позиций, существующими сегодня по рассматриваемому вопросу или взглядами, широко распространёнными в обществе.

Переживая за счёт просмотра талантливых фильмов противоречащие друг другу взгляды по важному вопросу нашей жизни, подросток попадает в поле культурного конфликта и, так или иначе, оказывается перед вопросом — а что думает об этом он сам. Работа, по нахождению этого ответа и его формулировке поддерживается дискуссией со сверстниками, в которой он должен выразить свою точку зрения.

Вбрасывание в сознание подростка проблемных вопросов жизни российского общества и культурных образцов позиций, которые пытаются на них сегодня ответить, вызывание переживания позиционного конфликта средствами кино и постановка подростка в условия, которые инициируют его собственный ответ на вопрос, заданный в конфликтном поле — всё это ведёт к усложнению сознания, его проработке культурными образцами и выстраиванию собственного отношения. Таким образом, происходит развитие ценностного сознания и возникновение ценностных приоритетов по отношению к значимым вопросам жизни российского общества.

Позиционный состав практики:

Фестиваль организуется продюсером и киноведом, которые работают с небольшой менеджеральной группой.

Жюри фестиваля и более широкая экспертная группа, обеспечивающая высокий уровень его содержания, состоит из профессионалов, работающих в сфере кино (режиссёры, кинокритики), общественных деятелей, имеющих отношение к теме фестиваля (например, космосмонавт), педагогов или деятелей системы образования.

Организация и ведение дискуссии с подростками осуществляется игротехником или модератором.

Подводящая и постфестивальная работа с формированием идентичности учащихся, а также их сопровождение в ходе фестиваля осуществляется учителями школ, из которых приходят дети.

Компетентностные требования к основным специалистам:

Требования к подготовке продюсера состоят в наличии у него комплексного профессионализма и опыта работы. Он должен быть в состоянии разработать содержательную программу кинофестиваля, направленную на формирование идентичности у подростков. Это предполагает наличие искусствоведческих компетенций, педагогических компетенций и методологических компетенций, позволяющих разработать и реализовать комплексный проект. Помимо этого, продюсер должен быть в состоянии создать финансово-организационные условия для проведения фестиваля.

Базовое образование такого профессионала может быть гуманитарным образованием разного типа, однако, оно должно быть высокого качества. Желательна научная степень в какой либо из гуманитарных дисциплин. Необходим опыт в разработке и реализации гуманитарных программ.

Искусствовед (киновед). Необходимо специальное высшее образование в области кинематографии, желательно научная степень. Важна включенность в кинематографическое сообщество.

Менеджеральная группа, должна быть специализирована на подготовке событийных мероприятий.

Ведущий проблемной дискуссии с подростками — педагог, имеющий дополнительную подготовку игротехника или модератора групповой работы с подростками.

Педагоги гуманитарных предметов в старшей школе (прежде всего, филологи и историки) должны иметь дополнительную подготовку в области инновационных образовательных технологий, отрабатывающихся на их площадках (кинопедагогика, новое содержание среднего образования в гуманитарных дисциплинах, формирование мировоззрения средствами визуальной культуры).

Подготовка кадров:

Отдельного процесса подготовки кадров для проведения Фестиваля или его тиражирования не ведётся. Включение школьных учителей в работу с детьми на Фестивале и в связи с ним за его пределами происходит на инновационных площадках непосредственно в процессе инновационной работы в школах.

Способ и критерии оценки результатов:

Оценка эффективности результатов Фестиваля основывается, прежде всего, на активном запросе потребителя — школ и учащихся на участие в Фестивале. После окончания Фестиваля, со стороны школ всегда происходит запрос на продолжение совместной работы в разных формах — на передачу фестивальных фильмов для дополнительного просмотра, на помощь в воспроизведении отдельных методических элементов Фестиваля внутри школы.

По итогам Фестиваля учащиеся, как правило, пишут отзывы о просмотренных фильмах и о мероприятии в целом, и у авторов имеется огромное количество ярко эмоциональных и , в то же время, содержательных положительных отзывов.

Оценка эффективности основывается также на экспертных оценках разных категорий участников фестиваля и аналитиков, как из области киноиндустрии, так и из области образования.

Объективированой оценки эффективности формирования российской идентичности на Фестивале с помощью диагностических методик не применяется.

Область планируемого развития:

Ближайшим шагом развития своей практики авторы считают разработку и инновацию в российскую среднюю школу программы кинообразования для старшеклассников, в которую Фестиваль мировоззренческого кино входил бы как важнейший элемент.

В отношении вопросов тиражирования практики, авторы считают, что основным механизмом является подключение новых групп к программе очередного Фестиваля мировоззренческого кино.

Отношение к аналогам:

В качестве аналогов могут быть рассмотрены такие фестивали детского кино как Всероссийский Детский Кинофестиваль «Киноостров» и Международный детский кинофестиваль «Артек». Данные фестивали детского кино не ставят и не решают задачи формирования российской идентичности средствами кино, что отчётливо понятно из структуры их конкурсных номинаций.

Контакты:

pushsreda@mail.ru

Оставить отзыв

[an error occurred while processing the directive]