Идентичность и мировоззрение. Как мы это видим.

Врывающийся внешний конфликтный мир постоянно влияет на изменение позиции человека. Каждый раз он должен пересобирать самого себя, меняя точку отсчёта в виде ценностей и принципов, с которыми он себя соотносит. Парадоксально, но основа самосознания заключена не во внутренней памяти тела, состояний – она находится вовне в виде демонстрируемых и заявляемых объективных принципов, целей и ценностей. Эти объективные принципы, цели и ценности можно представлять другим людям и делать их арбитрами нашей верности, следования этим принципам, целям и ценностям. Общность или идентичность и есть своеобразное указание на эту динамическую трудность – необходимость постоянного самоопределения и пересборки себя в соответствии с заявляемыми принципами и ценностями и изменяющейся внешнего мира.

Мы существуем в рамках некой ценностной матрицы. Она собирает в себе исторические периоды жизни нашей страны и по сути ориентирует человека на новые нравственные вершины и свершения. Основа этой матрицы — ценность служения духовным ценностям и принципам, народам нашей страны, будущим поколениям, нашему государству; ценность справедливости, предполагающая создание условий и возможностей для продвижения всех групп населения, всех этносов к вознаграждаемым трудовым усилиям; ценность уважения достоинства любой личности, её инициатив и устремлений; трудовая мобилизация и ценность труда; семейные ценности и ценность формирования семьи.

Однако, российский народ не замыкается в многоэтническую и многоконфессиональную нацию – он открыт для возможности формирования суперэтноса. Перед Российскими народами, российской цивилизацией лежит важнейшая задача создание новой большой страны, которой не было – это Союз Евразийских государств. Союз Евразийских государств является важнейшим субъектом формирования новой цивилизации. Сфера реализации принципов развития распространяется на сферу формирования этого союза совместно с другими государствообразующими народами. Именно это – зона приложения конкретных усилий, в том числе и русского народа, по формированию новой страновой общности. Данная задача может рассматриваться как пересборка СССР, но эта пересборка полностью меняет политическую и социальную организацию страны. Это должна быть страна, реализующая принцип развития.

Нам кажется совершенно очевидной задача выявления контура мировоззрения, которое выполняет мобилизующую функцию, открывая для человека новые источники энергии действия, мышления, понимания, просто желания жить. Поэтому, мы не случайно говорим о выявлении мировоззрения, а не о конструировании его. Мы живём в пост-идеократический век. И люди не желают попадать под влияние идеологии, которая имеет на внешний вид чисто научную основу или навязана. Мировоззрение должно нечто открывать для конкретного человека и инструментально вооружать его. Мировооззрение не должно подменять собой религиозную веру и отменять её. С другой стороны, мы живём в пост-секулярный век обретения веры, в век ограничения представлений о всемогуществе науки. Именно данный набор ограничений – пост-секулярность обретения веры, пост-идеократичность и пост-сциентизм – открывает огромную антропологическую роль мировоззрения.

Заметьте, в последнее время особенно остро становится видна одна из основ для российской общности – это наша память истории, память о победе СССР в Великой Отечественной войне. Мы видим, насколько важно народу, вне зависимости от социального положения, возраста и пола отстоять Великую Победу, которую у нас Запад стремиться отобрать и присвоить исключительно себе. Однако здесь есть опасность, ведь хотелось бы, отстаивая традиции победы, следовать принципам народосбережения, а не изничтожения, исключить конфликты и созидать взаимовыгодное существование с западным миром.

Теперь сформулируем систему важнейших принципов мировоззренческой идеологии.

1. Она обеспечивает соответствие и согласие человека заявленным и реализуемым принципам. Это обязательное условие, так как смена принципов вызывает личностный кризис и необходимость самопреобразования, недоверие и негатив к тем, кто ее транслирует.

2. Она также обеспечивает связь с традицией, но вместе с тем задаёт принцип отличения себя, необходимость выхода в новое поле и даже требование на создание новой традиции и новой культуры. То есть мировоззренческая идеология предполагает одновременно сохранение традиции и осуществление нового современного и естественного поворота в ней. Здесь мы говорим о самостоянии человека.

3. В основе мировоззренческой идеологии представлена сверхзадача, которая задаёт недостижимый на данный момент горизонт действия. Этот горизонт действия определяет направление движения, куда при любых обстоятельствах надо двигаться и идти. Если горизонт действия не существует, то мировоззренческая идеология превращается в охранительный догматизм, разрушает личность и его связи с обществом.

4. Мировоззренческая идеология должна быть обязательно связана с выделением и прочерчиванием конкретной сферы приложения усилий. Если сфера приложения не задана, то идеологическое усилие остаётся исключительно в форме словесных формулировок и не позволяет превратить его в проживаемое жизненное кредо.

5. Мировоззренческая идеология является инструментом жизнестроительства, она обеспечивает формирование общности. Она превращает круг людей в членов единой общности, соединяет их и сплачивает.

6. Наконец, мировоззренческая идеология, в отличие от политической, партийной идеологии, позволяет реагировать на слабые вызовы и импульсы, а не только на задачи мобилизации. Источником актуализации мировоззренческой идеологии является сам человек, а не внешнее требование, исходящее, например, от государства, в таком случае, выбор действия человека пропущен через его сознание и самосознание. Это позволяет обострить чувствительность и реагировать на самые слабые изменения ситуации. Ориентиром выделения этих изменений является ценностная матрица, которая позволяет многомерно относиться к любой ситуации и вовремя замечать эти изменения.

Таким образом, очевидно, что в условиях трансформирующегося и изменяющегося общества современный человек не способен сохранить тождество своего самосознания. Проведение работы по выявлению и трансляции ценностных и мировоззренческих оснований единственный путь к сплоченному суперэтносу, великому российскому народу.